Лучший педагог года

Дыхательные упражнения на логопедических занятиях как профилактическая работа по обеспечению ЗОЖ дошкольника

Елена Исаева
Дыхательные упражнения на логопедических занятиях как профилактическая работа по обеспечению ЗОЖ дошкольника

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании является повышение уровня здоровья детей.

Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально - волевой сфере.

Публикация «Дыхательные упражнения на логопедических занятиях как профилактическая работа по обеспечению ЗОЖ дошкольника» размещена в разделах

Упражнения по сохранению и укреплению здоровья детей помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Целью является - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Задача - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Важную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играет гимнастика. Среди основных видов гимнастик особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Работа над дыханием является важной в логопедической работе - развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь. Также является важной в профилактике простудных заболеваний, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Их можно использовать в процессе логопедического занятия, как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

При правильном выполнении упражнений, дыхательная

гимнастика приятна и приносит удовольствие.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач,

таких как:

- насыщение организма кислородом;

- улучшение обменных процессов;

- нормализация психо-эмоционального состояния;

-повышение иммунитета.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

В процессе занятия дети получают знания об основных дыхательных процессах (вдох, выдох) и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.

Упражнение «Бегемотик»

Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь. И опускается, когда ты выдыхаешь».

Действия ребенка сопровождается рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается,

То животик опускается.

Упражнение «Носиком дышу»

Педагог предлагает посмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках. Дает инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос. Действия ребенка сопровождается рифмовкой:

Носиком дышу свободно,

Тише, громче – как угодно.

Дышат птицы и цветы.

Дышим он, и я, и ты

Упражнений «Сдуй осенние листочки»

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

- Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Упражнение «Прокати карандаш»

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Упражнение : «Бурление в стакане»

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Упражнение «Дудочка»

Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).

Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.

- Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба.

Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

Упражнение «Волшебные пузырьки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

Упражнение «Кораблики»

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

Упражнение «ФОКУС»

Оборудование: вата.

Ход игры: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдут ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!

- следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

- боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

- нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Занимаясь с детьми дыхательной гимнастикой, я использую различные дидактические пособия. Пособия могут быть полезны для педагогов и родителей. Изготовлены они своими руками из подручных материалов.

Публикации по теме:

«Лэпбук» как современное средство автоматизации звуков на логопедических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи«Лэпбук» как современное средство автоматизации звуков на логопедических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи Так как этап автоматизации звука является самым длительным из процессов коррекции звукопроизношения и состоит в основном из речевого материла,.

Дыхательные имитационные упражнения для средней группы детского сада. 1. «Трубач». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф». Повторить.

Дыхательные упражнения, которые можно использовать на занятиях по вокалу с детьми дошкольного возраста 1. «Цветок распускается» И. п. : руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть.

Дыхательные упражнения в игровой формеДыхательные упражнения в игровой форме Учим детей выполнять дыхательную гимнастику Как ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов.

Физкультминутка в логопедических занятиях с детьми Физкультминутка в логопедических занятиях с детьми В хода логопедического занятия, детям необходима двигательная разрядка. Физкультминутка.

Картотека «Дыхательные упражнения и игры» Дыхательные упражнения и игры Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой,.

Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3–4 лет Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с.

Мастер-класс «Дыхательные упражнения» Мастер-класс «Дыхательные упражнения» Цель: обогащение теоретических знаний и практических умения педагогов по использованию здоровьесберегающих.

Профилактическая работа с воспитателями Профилактика эмоционального выгорания. Подготовила педагог-психолог Ермишина Л. И. Эмоциональное выгорание - это синдром, который возникает.

Релаксационные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ В современной системе воспитательно-образовательной и коррекционной работе все больше распространение получают здоровье сберегательные технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательные упражнения на логопедических занятиях как профилактическая работа по обеспечению ЗОЖ дошкольника
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 14:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД