МААМ-картинки

Релаксационные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

Наталья Сапронова
Релаксационные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

В современной системе воспитательно-образовательной и коррекционной работе все больше распространение получают здоровье сберегательные технологии. Среди множества методик их применения в работе с детьми необходимо придерживаться очень полезного совета К. С. Станиславского:трудное надо сделать привычным, а привычное, легким и приятным. Здоровье ребенка-это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, состояние гармонического единства физических, интеллектуальных, адаптационных реакций в процессе развития. Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе, а собственно и в логопедических группах детского сада наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Таким детям трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения. А также кроме агрессивных, гиперактивных есть дети очень загруженные. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребенок перенапряжен и сложно успокаивается после активных игр и общения?

Публикация «Релаксационные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Как победить детскую гипервозбудимость?

Почему-то принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым. На самом деле, это не совсем так. Главное -правильно и умело этим пользоваться. Американский врач Эдмунт Джекобсон разработал в 1926 году методику релаксационных упражнений, его упражнения просты и доступны для дошкольников. Его разработки являются базовыми до сего дня.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксационные упражнения на логопедических занятиях являются очень важным звеном психофизической гимнастики. Они направлены на произвольное расслабление мышц, которое достигается при помощи сочетания двигательной активности и мышечного расслабления.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим -сконцентрировать внимание. К примеру, дети с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители нуждаются в релаксации больше других, а детям с медленной и слабой реакцией после расслабления мышц необходимо обязательно сделать несколько двигательных упражнений.

Приемы психофизической гимнастики, помогающие освоению релаксационных упражнений следующие : а) расслабление по контрасту с напряжением; б) расслабление с фиксацией внимания на дыхании; в) мышечное и эмоциональное расслабление по представлению. Я в своей работе использую следующие методы релаксации : мышечную, дыхательную, звуковую, аутотренинг, арт – терапию.

Длительность проведения релаксационного комплекса 10-15 минут на занятии 7-10 минут.

Сначала мы с детьми учимся расслаблять мышцы тела. К примеру, на фоне тихой спокойной музыки читается текст, который помогает детям войти в состояние покоя.

Музыка играет

Глазки наши закрываются-

Чудо совершается….

Наши руки отдыхают

Отдыхают, засыпают

Наши ноги отдыхают

Отдыхают, засыпают

Ветерок погладил ручки, Ветерок погладил ножки, Нашу шею не забыл. Всех погладил, полюбил, Надувает мой животик, Медленно сдувает Спасибо тебе мой носик! Мы проходим и поглаживаем каждого ребенка, проверяя степень расслабленности рук и ног. Когда мы научились расслабляться, переходим к мышечной релаксации в сочетании с артикуляционной гимнастикой. 1 часть - это расслабление мышц конечностей, шеи, живота. 2 часть – выполнение детьми упражнений по регулированию своего дыхания (1-2 мин.) Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны: в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Доказано, что во время стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие настроение. Основным приемом в нашей работе с детьми является тренировка дыхания. Дыхание является главнейшим источником жизни, а для детей в логопедической группе правильное дыхание – это залог правильной речи. Работа дыхательной системы имеет уникальную особенность подчиняться воле человека. Существуют три основных типа дыхания: верхнее дыхание (ключичное, среднее дыхание (реберное или грудное, нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное). Затем выполняем с детьми артикуляционную гимнастику. Для детей создаются образы на протяжении всей релаксации (например, язык наш лежит, как блинчик или с языка течет холодная водичка). Упражнение «У моря». Представьте, что вы лежите у моря. Отдыхаете с львенком и черепахой на песке. Теплое солнышко, мы загораем. Подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (вдох). Лежит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот, задержать дыхание. Энергично двигать руками и ногами. Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Нос загорает – поставить нос на солнышку, рот полуоткрыт, бабочка летит. Выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Брови – качели: снова прилетела бабочка, качается на качелях. Бабочка улетела совсем. Молодцы! Релаксационные упражнения провожу на фоне сказок. Нельзя не остановиться на значении музыкальных средств, специфическая особенность музыки изменяет эмоциональное состояние ребенка или же посредством ритмических движений стимулируем мышечную энергию, помогаем детям строить свои движения в соответствии со звучащим музыкальным произведением,что позволяет выработать чувство ритма. Комплексы игровых упражнений провожу в заключительной части занятия, часто использую при выполнении этих упражнений «Волшебный коврик». Когда коврик расстилается, дети встают вокруг и говорят слова : «раз, два, три - отдохни». Хорошо нам отдыхать…., но пора уже вставать! Перевернуться на бок, немного полежать на боку, перевернуться на живот и, как отдохнувшая кошечка, потянитесь,прогнув спинку. Помашите хвостиком. Встали на колени, потянулись. Встаньте на ножки. Улыбнитесь. Пожелайте всем родным здоровья, добра, радости и хорошего настроения. Применение данных релаксационных упражнений заключается в доверии детей, в стремлении к контакту с ним, открытости, интерес к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах в снижении частоты конфликтов и ссор между детьми. Развивающий эффект занятий проявляется в интересе и желании эти занятия продолжить в игре, общении. Коррекционный эффект заключается в приобретении детьми начальных навыков психической саморегуляции и восстановления психоэмоционального равновесия.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактические игры на логопедических занятиях» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию фотоотчет дидактических игр, которые я использую в работе с детьми-логопатами. Такие игры.

Игры с песком на логопедических занятиях для детей с ОВЗ ИГРЫ С ПЕСКОМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ Игры на развитие навыков языкового анализа и синтеза (развитие слогового анализа и синтеза, развитие.

Использование музыки на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.

Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3 А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В.

Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение.

Консультация для воспитателей «Релаксационные упражнения в ДОУ» Консультация для воспитателей Релаксационные упражнения в ДОУ Подготовила: Попова Н. О. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление).

Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми в группах компенсирующей направленности Не всегда дети могут передать образ объекта или предмета, или характер задуманного. Можно научить детей этому при помощи пластических этюдов.

Рекомендации для воспитателей «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения»Рекомендации для воспитателей «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения» Умение расслабиться-это замечательный способ снять напряжение и возбуждение,сконцентрировать внимание. Расслабиться возможно при помощи несложных.

Релаксационные упражнения для детей Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается.

Релаксационные упражнения в арт-терапии, групповые и индивидуальные упражнения Релаксационные упражнения. Релаксация «Дождь в лесу». Дети становятся в круг, друг за другом – они превращаются в деревья в лесу. Взрослый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Релаксационные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 13:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД