МААМ-картинки

Детский фольклор в игре с дошкольниками

любовь еремина
Детский фольклор в игре с дошкольниками

Чтобы сделать игру детей интереснее, я часто пользуюсь детским фольклором.

Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы – это фольклор».

Публикация «Детский фольклор в игре с дошкольниками» размещена в разделах

Детям очень нравится обыгрывать каждую разучиваемую потешку, прибаутку, приговорку.

Укладывая малышей спать, мной используются колыбельные песенки и приговорки, например:

***

Баю-баю-баиньки

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.

***

Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка не лай,

Петушок, не кричи,

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

И большими вырастать.

Колыбельные песенки успокаивающе действуют на младших дошкольников, помогают им быстрее уснуть. Даже в подготовительной группе, ложась спать в тихий час, ребята очень часто просят спеть им песенку. В этом возрасте это уже не колыбельные, а любые другие – напевные и спокойные мелодии. Один из моих воспитанников даже название им придумал - «песенки-чудесенки».

Общаясь в повседневной жизни, ухаживая за детьми (умывая, причесывая, поправляя одежду) я пользуюсь поэзией пествования, например:

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

***

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся

Маму, дочка слушайся.

.

***

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду

Сладко яблочко в саду!

***

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Машенька – бедовая.

И многие другие. Подобные пестушки удовлетворяют потребность детей в тактильных движениях. Они обязательно сопровождаются поглаживанием малышей по головке, ручкам, ножкам, плечикам – это язык эмоционального общения. В любые виды деятельности я стараюсь включать загадки, пословицы, поговорки.

Постепенно дети подростают, и сами начинают участвовать в играх со сверстниками. Чтобы собрать желающих на игру они стали использовать заклички, например: «Тай, тай, налетай! Кто в Али-баба играй!», выбирая водящего, научились пользоваться считалками, например:

Раз, два, три, четыре пять –

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела!

Детский фольклор дает возможность уже с самого раннего возраста приобщать детей к народному творчеству. Автор книги «На золотом крыльце сидели» Г. Н. ФЕДОРОВА отмечала, что «благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора, на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры».

Используемые в работе с детьми народные игры, в основе которых лежат простейшие попевки, дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Играя, дети получают бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Мои ребята очень любят играть в те игры, где можно и нужно ловить друг друга, например «Воробышки и кот», «Гуси-лебеди», «Лиса и зайцы» и т. п.

Дети активно «впитывают» поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно проговаривая народные тексты. Таким образом, фольклор вошел в их повседневную жизнь.

Самыми любимыми являются игры на координацию речи с движением, например: «Сорока, Сорока…», «Мишка косолапый», «Это кто же тут проснулся?.» и другие. Меня это радовало, ведь каждое произведение фольклора было связано с очень полезными и важными движениями, которые удовлетворяли потребность детей в двигательной активности.

Используя фольклор в работе с малышами, я решила следующие задачи:

Установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений с детьми;

Полноценное развитие мелкой моторики и руки.

Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.

Играя, дети учатся разнообразным выразительным движениям (подражание животным, игре на музыкальных инструментах, яркой мимике и жестам. Благодаря фольклору обогащается их эмоциональная сфера.

С самого раннего возраста на занятиях по сенсорному воспитанию дети сталкиваются с матрешками. Эти яркие фигурки всегда нравятся детям. Сначала это была простая игра, дети с восторгом наблюдали, как из самой большой выходит еще одна поменьше, а потом еще и еще, заканчиваясь самой маленькой.

В младшей группе я заметила, что дети, особенно девочки, собирая матрешку стали обращать внимание на цвет глаз, волос, фартучка или платочка, а иногда и на рисунок на платке. Играя, приговаривали: «Красивая матрешка», «Красные цветочки» «маленькие ягодки», «большие цветочки»… Матрешка стала частой нашей гостьей в играх. Дети с легкостью выделяли ее среди игрушек группы.

Внесение в группу дымковских игрушек было замечено сразу. Яркие игрушки забавы быстро привлекли их внимание. Ребятки находили в дымковских игрушках-забавах образы знакомых зверей и птиц. Это нарядные и задорные игрушки.

Еще А. П. УСОВА писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка».

Дымковская игрушка вбирает в себя черты нашей современности, стремясь органически соединить прошлое с настоящим. Эти игрушки использовались мной на развитии речи, рисовании, аппликации и конечно же

в физкультурных паузах, в качестве игровых и сюрпризных моментов. Они «разговаривали» с детьми, «танцевали», а иногда и «пели». Все эти действия сопровождались художественным словом, например:

***

Посмотри, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива,

Как лебедушка плывет, песню тихую поет…

Или:

***

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя!

***

Конь бежит – вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

ничком лежит.

***

С переливами поет,

Утром будит весь народ,

Золотой гребешок

Гордо носит петушок.

Дети с большим удовольствием использовали дымковские игрушки в самостоятельных играх: строили для них домики, водили в гости, катали на машинках и в колясках, поили и кормили.

Несколько лет назад, в читальном зале библиотеки, мне в руки попала книга «Перо Жар-птицы» (Перо Жар-птицы – символ красочного искусства народных художников). Листая книгу, я узнала, что был такой искусствовед Ю. Овсянников, который много путешествовал, собирая материал о том, как возникли и обрели славу русские народные промыслы. Довелось ему побывать и в Заволжье, в деревушке, расположенной во многих десятках километров от ближайшей железной дороги. Там, от пожилой женщины Аграфены Никитичны услышал он интересную сказку «Жар-птица» (своеобразную версию возникновения промыслов на Руси). Эта сказка впечатлила меня.

Дети подросли. Обратив внимание, что им интересно все, что связано с народным искусством, я решила попробовать прочитать им сказку о рукодельнице Марьюшке и Кащее Бессмертном. Как я и думала. Дети не остались равнодушными к услышанному. Все очень переживали за Марьюшку, превращенную Кащеем в Жар-птицу, ругали орла, погубившего ее. Ирочка даже заплакала.

Заканчивается сказка так: «…Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы ее к концу подходят.

Умерла Жар-птица в когтях у орла черного. А перья ее сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы…».

Дослушав сказку до конца, дети примолкли. Через некоторое время стали задавать вопросы:

ДАША: Что это за перья такие? Почему они волшебные?

ОЛЯ: Как перья без птицы на Земле жить могут?

ИГОРЬ: Почему не все могут их увидеть?

ВАНЯ: Где теперь перья Жар-птицы?

И многие другие моменты интересовали их.

С того самого дня мы стали останавливаться на всех промыслах более подробно, чем раньше. Я старалась подобрать интересные сведения о народных мастерах и их ремесле, фотографии и иллюстративный материал. В группе появились настольно-печатные игры, закрепляющие знания детей о народно-декоративном искусстве.

Планируя работу по ознакомлению с тем или иным народно-декоративным промыслом, старалась пропустить его через все виды детской деятельности. Особое место занимает продуктивная деятельность. Дети получали первые художественные впечатления, приобщались к искусству, овладевая разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимали рисование, лепка и аппликация. Изобразительная деятельность интересна для ребят - они получают возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления.

Их навыки закрепляются и развиваются в дидактических играх. В совместной деятельности с детьми используются народные (подвижные, хороводные) игры, русские народные сказки и фольклор.

Н. К. Крупская отмечала – «игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибкое тело, верный глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

На важную роль игры указывал и Макаренко, рассматривая игровую деятельность как основной вид всестороннего развития детей.

Игра – косвенный метод воздействия. Играя, ребенок не ощущает на себе влияния взрослого, т. к. является полноценным участником игры. В игре воспитание становится процессом самовоспитания.

***

Знакомясь с народным творчеством, дети учатся понимать и воспринимать прекрасное. Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувства радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Все это стимулирует детей самим научиться создавать прекрасное.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Фольклор в познавательном развитии детей Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Доброе время суток, уважаемые коллеги, дорогие.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря. «Рыбки в водоеме» (часть третья)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря. «Рыбки в водоеме» (часть третья) Фотоотчет об игре «Сафари» - игре-испытании для вожатых летнего лагеря. "Рыбки в водоеме" (часть третья) Доброе время суток, уважаемые.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Детский доктор» в старшей группеФотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Детский доктор» в старшей группе Фотоотчёт сюжетно – ролевой игры «Детский доктор» в старшей группе. Цель игры: формировать у детей умение соблюдать правила игры, стимулировать.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая) Игра "Сафари" - игра-испытание для вожатых. Фотоотчет (часть первая) Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички.

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Краткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группеКраткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группе Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей» Актуальность: Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский фольклор в игре с дошкольниками
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 23:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД