Вера Хорева
Ещё раз о пальчиковых играх
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука — это инструмент всех инструментов»
Аристотель.
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
По поводу пользы пальчиковых игр и об их влиянии на развитие моторики сказано достаточно, чтобы принимать это как аксиому. Но позволю себе ещё раз коснуться этой темы.
Всё наше дошкольное образование имеет конечную цель подготовить ребёнка к обучению в школе. А вернее, чтобы ребёнок учась в школе мог не только слушать, запоминать, рассказывать и пересказывать тексты и стихи, а и свободно писать на уроках, выполнять письменные задания дома, и, чтобы эта деятельность для его рук была естественной, а не утомительной. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Публикация «Ещё раз о пальчиковых играх» размещена в разделах
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Уже очень давно (скажем сорок лет назад, когда я только начинала работать воспитателем, у меня было ощущение что мне нечего сказать детям. Дети ясельного возраста ещё не понимают всеобщего призыва к действиям, особенно, если они чем-то заняты. Они понимают, когда зовё шь кого-то конкретно: Оля, Гриша и т. д. И вот постепенно пришло понимание, что отвлекать детей от их занятий и привлекать к себе нужно только чем-то более интересным. А чем? Естественно другой игрой и стихами. А это как раз и есть наши пальчиковые игры и физминутки. По своей сути - это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног, это подвижные физкультминутки прямо за столом, весёлые стихи, которые помогут нашим детям стать добрее, это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. Движения, подкреплённые рифмованными словами, играют важную роль в речевом развитии, да и просто улучшают настроение.
Любой опыт накапливается с годами. Меняется подход к процессу воспитания, но суть от этого не меняется. Главное то, что эта деятельность должна нравиться самому воспитателю.
Как и во всех играх для проведения пальчиковой гимнастики есть определё нные правила:
Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев… можно постучать пальчиками, изображая «дождик» или клюющих курочек и т. д.
Дождик.
Капают капли дождя (стучим по столу подушечками пальцев, медленно) Пошёл дождь (как бы играем на пианино всеми пальчиками) Загремел гром (любым способом создаём шумовой эффект) Засверкала молния (Ш-Ш-Ш) И все спрятались домой (спрятали руки за спину) А утром увидели большое яркое солнце (чертим на воздухе руками круг)
Мышка
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Чтобы увлечь малыша – произносим текст игры очень выразительно – повышая и понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова. И синхронно с текстом показываем движения. Когда малыш начнет сам хорошо выполнять игру – даем только словесные указания без показа. Поначалу движения выполняются медленно. Если у малыша не получается то или иное упражнение – можно взять его ручку и помочь ему сделать всё правильно.
Апельсин (Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,
начиная с большого)
Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Не будем принуждать малыша, когда ему не хочется – сменим игру или выберем другое время. И если играть с удовольствием – наша увлеченность обязательно заразит его.
Обязательно чередуем три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление. Стараемся, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
«Пальчик-мальчик»
Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики — ура! Одеваться нам пора!
Этот пальчик — хочет спать, Этот пальчик — лёг в кровать, Этот пальчик — лишь вздремнул, Этот пальчик — уж заснул. Этот — крепко, крепко спит. Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!
Не только пальчиковые игры развивают мелкую моторику – пальчикам на пользу любая деятельность связанная с перекладыванием (деревянные бусы, счеты, пирамидки., втыканием (разные мозаики, выворачиванием (футболки, носки, штанишки, колготки, обрывная аппликация.
Современная промышленность выпускает очень много игрушек и пособий для детей дошкольников. Но иногда мы всё равно делаем какие-нибудь игры своими руками. Например:
Помогаем белке сделать запасы на зиму. Шишки можно подобрать разного размера, тогда ребёнку придётся решать ещё одну задачу – какие шишки нужны белке.
На металлической банке можно иллюстрировать рассказ про Новый год. Надо только подобрать магнитов нужной тематики или сделать самим картинки на магнитах.
Покормим птичек зёрнышками.
Тыквенные семечки, покрашенные пищевыми красителями. Приятны на ощупь и по размеру как раз какие нужно.
Выложи гусеницу.
Можно предложить ребёнку выложить одноцветную гусеницу а можно и разноцветную. Можно выложить цветочки или просто дорожку.
Накопленный опыт работы с младшим дошкольным возрастом особенно в адаптационный период приучает и помогает, нам воспитателям, быстро реагировать на создавшуюся обстановку в группе во время занятий и в режимные моменты. Для создания положительной эмоциональной атмосферы, мы используем и подвижные игры с элементами пальчиковой гимнастики, а, позже, начинаем разучивать непосредственно и сами игры с пальчиками. В этой работе помогают книги таких авторов как: Светланы Ермаковой, Любови Абрамовой, Гаяне Агаян, Инны Светловой.
Играя в пальчиковые игры, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, получает способность координировать свои движения, улучшает мелкую моторику пальцев рук, развивает ловкость, внимательность, усидчивость! Кроме всего, играя, ребенок учиться общаться, как с другими детьми, так и со взрослыми.
При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и чётко говорить, совершенствуется память. Даже если взрослый ошибается (иногда специально, дети быстро поправляют его. Озорные стихи и считалочки не только позволяют весело проводить физкультминутки, но и помогают разбудить детскую фантазию, творческую инициативу.
Закончить своё повествование я хочу словами одной мамы очень не послушного мальчика: «Я над собой работаю!». Вот и я очень часто думаю что никакой возраст не мешает совершенствоваться в любой деятельности.
.