татьяна милютина
Конспект занятия по естествознанию «Свойство бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства бумаги».
Цель занятия :
Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, безопасность, социализация, физическая культура.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по естествознанию „Свойство бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
-Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. -Обобщить знания детей о значении и использовании бумаги в жизни человека. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.
-Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Удовлетворять детскую любознательность.
-Словарь и грамматика:
Развивать словарь по данной теме. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.
- Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в загадывании загадок, образных выражений и сравнений. Связная речь: -Учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением.
Предварительная работа:
- Рассматривание разной бумаги, беседы, просмотр фильмов. Знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно – экспериментальной деятельности детей.
- Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, емкость с водой, «значки» для фиксации результатов опытов, материалы для дидактических игр и фокусов.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу
В-ль: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся
Дети: Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас!
В-ль: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
А сейчас, дети, улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Проходите, садитесь.
В-ль: Сегодня к нам в гости пришел и Старичок - Лесовичок. И пришел он не случайно, ведь речь на занятии пойдет о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать, что это?
Дети: - Да! В-ль: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок - Лесовичок
Склеена, сшита, без дверей, а закрыта
Кто ее открывает много узнает (книга)
В-ль: а как вы думаете, из какого материала сделана книга?
Дети: Из бумаги, картона.
В-ль: С - Л шепнул мне на ушко, что его любимая книга про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книгу. Дети, кто написал эту книгу? Дети: Алексей Толстой.
Давайте вспомним из чего, какого материала папа Карло сделал Буратино?
Дети: Из полена, дерева В-ль:
Ребята, а почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей) В-ль:
Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем. (слайд1)
Два вопроса, из каких деревьев чаще делают бумагу?
Дети: Береза, сосна. С-Л: Дети, почему бумага такая белоснежная? (Лист показывает) Дети: При изготовлении на фабрике отбеливают ее химическими растворами, хлором. С-Л: Я доволен вашими ответами Рассказ воспитателя:
В древние времена люди редко ездили из одной страны в
другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.
Вспомните, на чем писали, древни люди.
-на сырых глиняных плитках, (слайд2)
-на дощечках, залитых воском (слайт3)
- на пальмовых листьях, (слайт4)
-на пергаменте кожа животных, (слайт5)
-на бересте (кора березы,
-на камнях
В-ль: а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и ее свойствах. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой Вы, хотите там побывать? (Да) Тогда закройте глаза и скажем все вместе : «Раз, два, три в мастерскую заходи»
(Дети подходят к столам, обращаю внимание на подносы, где лежат листочки разной бумаги)
В-ль: Ребята, возьмите листочки в руки, рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? Дети: Нет В-ль: Чем отличается бумага, проверим ваши знания в игре: «Подбери пару» Бумага бывает :
гладкая – шероховатая
белая – цветная
тонкая – толстая (плотная) мягкая – грубая (твердая)
легкая – тяжелая
В-ль: Молодцы!
ОПЫТ 1.
А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу разную). У всех бумага смялась? – (У всех) А всем было легко смять? Нет, а почему, как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? ( Ответы детей: тонкая – салфетка; плотная – картон)
Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.
Вывод: чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».
ОПЫТ 2.
В- ль: А теперь проверим, у кого бумага порвется? (Дети отрывают небольшие кусочки бумаги)
Вся бумага порвалась?
Дети: Да В-ль: в каком случае нужно приложить больше усилий? Картон чуть – чуть труднее рвется. Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется»
ОПЫТ 3.
Следующий опыт- бумага гнется
Возьмите листы бумаги, сложите лист на два прямоугольника, четко, выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба (пальцами)
Получится ли это у нас? (не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага гнется».
Можно предложить квадрат из картона сложить лист на два треугольника
ОПЫТ 4.
Дети, для следующего опыта нам понадобится вода. Положите листочки в воду и ложку.
Что произошло в воде с ложкой? Ничего – она металлическая. А что произошло с бумагой?
Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокает, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и распадается» С – Л: Дети, но мне не понятно, как бумага намокает? В – ль: Ребята, давайте поможем С– Л разобраться в этом.
У вас на подносе стоят стаканы с синей водой.
Вы опустите в этот стакан салфетку и достаньте ее ложкой. Какого цвета стала салфетка (синяя) Почему? Дети: Бумага впитала в себя синюю жидкость и стала цветной, значит намокла.
Если бумага долго в воде находится, она распадается.
С – Л: А – а – а теперь понятно
ОПЫТ 5.
В – ль: Следующий опыт – «Бумага горит» и легко воспламеняется.
Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему?
Потому, что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. Этот опыт я вам показывала. Кто вспомнит, почему во время опыта у меня стояла вода и песок
Дети: Потому что они могут затушить огонь В – ль: Какая бумага сгорает быстрее? Дети: Салфетка – она тонкая. Делаем вывод и выставляем значок: «Бумага горит».
А если вдруг где – то произойдет пожар, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. По каким номерам вы будите звонить и просить о помощи?
(01 – пожарная; 03 – скорая помощь) В – ль: Ребята, посмотрите на доску. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали.
Бумага мнется, рвется, гнется, намокает, горит.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому дети, нам нужно бережно относится к вещам, сделанным из бумаги (в школе важно) А какие еще свойства бумаги вы знаете? (не имеет запаха, не прозрачная, издает звук при сминании) В – ль: На следующих занятиях узнаем и другие свойства бумаги.
А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает» Присоединяйся к нам Старичок - Лесовик, поиграем.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши перед собой. Если нет, руки убирайте за спину (книга, стул, обувь, газета, альбом, зеркало, яблоко, журнал, шкаф, тетрадь)
В – ль: Ну, что ж дети, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три снова в группу заходи» С-Л: Дети, встали в круг, проведем мою любимую физкультминутку.
Раз – подняться, подтянутся
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать
Шесть – на стульчик сесть опять.
В – ль: Ребята, проходите за столы. А сейчас вспомните, как люди используют бумагу в своей жизни?
-на ней рисуют, пишут, склеивают ее
-деньги делают из специальной бумаги.
В – ль: И мы сейчас поиграем, используя бумагу. Игры все на внимание: