МААМ-картинки

Факторы, определяющие развитие памяти у детей

евдокова людмила
Факторы, определяющие развитие памяти у детей

Факторы, определяющие развитие памяти у детей

Память - один из психических процессов, который можно развивать с наибольшей эффективностью. Она обладает определенными характеристиками. Это объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Сегодня мы поговорим о детской памяти. Как часто мы сталкиваемся с тем, что дети не запоминают материал урока надолго. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Длительность сохранения каких-либо сведений отражает способность ребенка удерживать определенное время необходимую информацию. Например, ученик готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Ученик запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию. Непроизвольное запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для ученика: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его будущей деятельности.

Публикация «Факторы, определяющие развитие памяти у детей» размещена в разделах

В отличие от непроизвольного произвольное запоминание характеризуется тем, что ученик ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность и включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно-го его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Понимая процессы, происходящие на уровне запоминания, мы можем помочь нашим ученикам справиться с учебными трудностями, качественно подготовиться к экзаменам.

Существует еще один вид запоминания — механический. Это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и оформлением их в виде плана.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является повторение. Повторение

-важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторение должно отвечать определенным требованиям. Например, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие. А если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Повторение нужно не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

Задача сохранить материал урока в памяти - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.

Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма-териал не забыт. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное.

Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему

нет интереса, что перестает быть для ученика существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации

2) повторение информации

Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

Для развития и укрепления памяти существуют упражнения, игровые методы. Их можно применять как во внеурочной деятельности, так и используя прием геймификации на уроках. Это не потребует много учебного времени, но окажет существенную и действенную помощь в развитии и укреплении памяти воспитанников, что скажется на качестве получаемых знаний.

Упражнение 1

Упражнение посвящено развитию способности к запоминанию отдельных слов. Работать над данным упражнением лучше всего вдвоем. Один из участников составляет ряд из тридцати, не связанных между собой по смыслу слов. Другой участник к каждому из слов в течение одной секунды подбирает смысловой синоним. Синонимы следует записывать в столбик напротив исходных слов. После написания синонима исходные слова необходимо сразу же закрывать. По смысловым синонимам вы должны восстановить изначально заданные слова. Старайтесь, чтобы по времени поиск синонима не превышал секунды. Количество исходных слов через месяц регулярных занятий увеличивайте на десять.

Упражнение 2

Данная методика позволит вам без особого труда запоминать различной сложности тексты.

1. Возьмите текст объемом примерно с альбомный лист. Вначале занятий он должен иметь несложное содержание и носить повествовательный характер.

2. Прочитайте его несколько раз, после чего на чистом листе бумаги напишите суть текста максимум в пяти предложениях. Это небольшое, но концентрированное изложение и станет тем ядром, которое позволит воспроизвести практически весь текст, причем даст возможность не упустить немаловажные детали.

3. Выберите в каждом из пяти предложений ключевые слова. Напишите их на следующем листе бумаги.

4. К каждому ключевому слову постарайтесь вспомнить максимальное количество второстепенных слов, употреблявшихся в тексте.

5. На основе второстепенных слов создайте новые ключевые слова и с ними напишите опять же максимальное количество предложений, придерживаясь общего содержания текста.

В дальнейшем алгоритм запоминания следует завершать после воспроизведения второстепенных слов. Впоследствии текст будет запоминаться автоматически.

Упражнение 3

Игры, задания и упражнения, развивающие память подростков.

Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко,паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер,сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море,салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Упражнение 4

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Упражнение 5

За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.

1. Украинец 11. Масло

2. Экономика 12. Бумага

3. Каша 13. Пирожное

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейтрон 15. Стандарт

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Глина 19. Свеча

10. Словарь 20. Вишня

Продуктивность запоминания можно вычислить по формуле:

Количество правильно воспроизведенных слов. 100 = %

Количество предлагаемых слов

Упражнение 6

То же самое можно сделать с цифрами.

1. 43 6. 72 11. 37 16. 6

2. 57 7. 15 12. 18 17. 78

3. 12 8. 44 13. 87 18. 61

4. 33 9. 96 14. 56 19. 83

5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

Упражнение 7

Зачитывают 10 слов. Нужно воспроизвести запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Публикации по теме:

«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны Сегодня дату 22 июня мы знаем как День памяти и скорби, но наши предки запомнили её как день начала Второй Мировой войны. Германия без предупреждения.

Акция «Свеча памяти. День памяти» в БерезникахАкция «Свеча памяти. День памяти» в Березниках Администрация города Березники и группа в социальной сети в группе ВК пригласила всех преподавателей и сотрудников ПГИК и всех жителей.

История Победы в Великой Отечественной войне в наших сердцах и памяти потомков. Видео презентация: «Книга памяти»История Победы в Великой Отечественной войне в наших сердцах и памяти потомков. Видео презентация: «Книга памяти» Книга памяти хранит Память павших, но поверьте - Холоднее, чем гранит, В этой книге даты смерти. Восемнадцать, двадцать лет. Жизнь лишь.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Общешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганцаОбщешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганца Внеклассное мероприятие, посвященн е памяти воина - афганистана Сергея Медведева Ход мероприятия: Звучит композиция Память 1 слайд Ведущий.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Факторы, определяющие развитие памяти у детей
Опубликовано: 30 января 2021 в 18:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД