Шпота Екатерина
Правила и принципы организации физического воспитания в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Феномен человека. Философско-психолого-педагогические аспекты
формирования и развития личности современного человека: сборник трудов
Международной научно-практической конференции, МОГИ. – Подольск : Изд-во. –
Ваш Домъ, 2017. – 302 с.
ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО
Шпота Е. Ю.
Авторская справка
Шпота Екатерина Юрьевна
АНО ВО «Московский областной гуманитарный институт», г. Подольск, Россия
Аннотация
Публикация «Правила и принципы организации физического воспитания в семье» размещена в разделах
В статье раскрывается тема физического воспитания в семье, целью которого является привлечение детей к занятиям физическими упражнениями совместно с родителями для обогащения здоровой семейной жизни. Ключевые слова: физические упражнения, бег, плавание, закаливание, активные игры, катание на коньках, здоровая семья.
THE RULES AND PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF PHYSICAL
EDUCATION IN THE FAMILY
Shpota E.Y.
The author's information
Shpota Ekaterina Yurevna
The Moscow regional humanitarian institute, Podolsk, Russia
Annotation
In the article the theme of physical training in the family is revealed, рurpose of which
is the attraction of children to the occupations by physical exercises together with the parents
for the enrichment of healthy family life.
Кeywords : physical exercises, run, swimming, hardening, active games, rolling on the
horses, healthy family.
Физическое воспитание в семье – залог здоровья и развитие личностных качеств
Физическим воспитанием называется комплекс действий, направленных на обучение движениям, формирования привычки к спорту и здоровому образу жизни и овладение специальными физкультурными знаниями. Этот процесс, несомненно, очень важен в жизни каждого ребенка, так как физическое воспитание – это путь к здоровью.
Важность физического воспитания
Во время занятий спортом, прогулок и активных движений не только
происходит физическое развитие, но формируется личность, вырабатываются такие
качества, как выносливость, смелость, дисциплинированность. Кроме того, хорошее
физическое здоровье способствует развитию умственных способностей.
В период развития инновационных и компьютерных технологий многие дети
много времени посвящают гаджетами, при этом практически не двигаясь. Подобный
образ жизни приводит к дефектам развития костной ткани (появлению сколиозов,
кифозов и т. д.). Длительное сидение за телевизором и компьютером портит зрение,
способствует развитию ожирения (часто встречающаяся проблема среди детей).
Родителям необходимо уделять достаточное внимание физическому воспитанию
малышей и детей более старшего возраста, ведь умеренные физические нагрузки не
только закаляют организм и улучшают состояние здоровья, но и помогают ребенку
подготовиться к взрослой жизни. Результаты физического воспитания будут приносить
желаемые результаты только при условии системности и регулярности. Одноразовые
занятия спортом неэффективны.
Цели и задачи физического воспитания в семье
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья и развития
личностных качеств ребенка. В процессе педагогических действий перед родителями
стоят такие цели:
1. Укрепление физического здоровья, формирование правильной осанки,
профилактика плоскостопия и предотвращение иных проблем с развитием скелета;
2. Формирование системных знаний о важности спорта в жизни человека,
приобщение к здоровому образу жизни, которое включает активные занятия,
правильное питание, соблюдение режима дня, закаливание и другие мероприятия;
3. Выработка представления о различных видах спорта, получение навыков
обращения со спортивным инвентарем;
4. Приобщение к самостоятельным занятиям спортом, поддержание
физического развития на должном уровне;
5. Развитие важных физических качеств (выносливости, гибкости,
равновесия, точности реагирования в пространстве);
6. Воспитания дисциплинированности, воспитанности, чувства
коллективизма, смелости и других черт характера.
Многие дети не желают выполнять физические упражнения на уроках
физкультуры из-за отсутствия физического воспитания в семье и привычки к
регулярной и полноценной физической активности. Нередко родители сталкиваются с
тем, что дети не хотят заниматься спортом, делать зарядку по утрам и отправляться на
прогулку. Физические занятия они с удовольствием заменяют компьютерными играми
или просмотром телевизора.
Решать подобную проблему можно и нужно. Лучше всего физическому
воспитанию в семье способствуют совместные занятия спортом и активный отдых.
Родители становятся хорошим примером для своих детей. Кроме того, в процессе
общения формируются близкие доверительные отношения, которые благоприятно
влияют и на психологический климат в семье.
Формы и методы физического воспитания
Существует большое количество методов физического воспитания. Каждый из
них имеет свои особенности и оказывает определенное влияние на физическое и
духовное развитие ребенка. Выбор той или иной формы зависит от времени года и
других факторов, но специалисты рекомендуют сочетать разные методы для
всестороннего развития ребенка и укрепления его здоровья.
Гимнастика и зарядка
Утренняя зарядка и занятия гимнастикой – лучшая профилактика неправильного
развития осанки. Выполнение гимнастических упражнений способствует улучшению
работы дыхательной системы, укреплению мышечно-костного каркаса и нормализации
сердечного ритма. Утренняя зарядка обязательно должна включать упражнения для
разных групп мышц, что позволяет обеспечить равномерное распределение нагрузки.
Зарядка по утрам позволяет подготовить организм к нагрузкам, которые
ожидают его в течение дня. Простые упражнения улучшают кровообращение и
функционирование внутренних органов, а также заряжают позитивом, хорошим
настроением, бодростью. Утренняя гимнастика формирует дисциплинированность и
ответственность. Ребенок учится соблюдать режим дня и ответственно подходить к
выполнению заданий.
Пешие прогулки и походы
Для здоровой семьи пешие прогулки – это один из самых простых видов
активного отдыха. Проводить их можно в любое время года, утром, днем или вечером
вне зависимости от погодных условий. При пеших прогулках происходит не только
физическое развитие отдельных групп мышц и улучшение сердечного ритма,
кровообращения, но и закаливание, следовательно, повышение иммунитета.
Хорошей альтернативой пассивному отдыху являются туристические походы, во
время которых дети познают окружающий мир и могут наблюдать за изменениями в
природе. Трудности, с которыми сталкиваются младшие члены семьи в походе,
способствуют формированию выносливости, выдержки, настойчивости, а также учат
взаимопомощи и коллективизму.
Катание на лыжах, коньках и санках
В зимний период пешие прогулки можно заменить катанием на лыжах. Сперва
ребенка необходимо научить пользоваться этим спортивным инвентарем. Родителям
необходимо ответственно подойти к выбору лыж, так как неудобство во время
передвижения может отбить желание заниматься. Обучение следует разбить на
несколько этапов и начать с передвижения по ровной поверхности без палок, а после
дать попробовать ребенку съехать с небольшого склона.
Катание на коньках улучшает работу дыхательной системы и координацию
движений ребенка, развивается вестибулярный аппарат. Ребенок учится держать
равновесие. Поочередное напряжение и расслабление мышц способствует равномерной
нагрузке.
Катание на лыжах, санках, или коньках в зимний период не только
положительно влияет на физическое развитие, но и формирует эстетические
восприятие, заряжает положительными эмоциями.
Бег
Для большинства детей бег – естественный способ движения. Во время бега
укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивается мышечная ткань,
улучшается работа суставов и связок. Бег формируют выносливость. Для занятий этим
видом спорта не требуется специальный инвентарь, поэтому заниматься им может
каждый желающий, не имеющий серьезных медицинских противопоказаний.
Если бег применяется не в игровой форме, важно соблюдать ровный ритм, шаги
должны быть небольшими, а руки расслабленными. Тренировки можно проводить
весной, летом и осенью. Небольшой моросящий дождь – не повод откладывать занятие,
так как бег в неблагоприятных условиях закаляет характер ребенка и учит его
преодолевать различные трудности, быть напористым и стойким.
Плавание
При плавании человек принимает горизонтальное положение, поэтому
снимается нагрузка с позвоночника. При занятии плаванием развиваются мышцы и
дыхательная система. Вода благоприятно влияет на нервные окончания и оказывает
успокаивающее действие. При движении тело сталкивается с сопротивлением воды,
что действует, как массаж, и улучшает кровообращение в организме.
Езда на велосипеде
Положительное влияние езды на велосипеде на сердечно-сосудистую и
дыхательную систему неоспоримо. При перемещении на велосипеде у ребенка
развивается равновесие, ловкость, координация движений и сила.
Литература
1. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт,
1990. - 104 с.
2. Вавилова Е. Н. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986.
- 128 с.
3. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение
1989. - 192 с.
4. Гребешкова И. И. Ваш ребенок. М: Медицина 1990. - 382 с.
5. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия
1985. -192c.
6. Островская А. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. Москва,
Просвещение, 1998. - 160 c.