Таисия Запольских
Фестиваль народов Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фестиваля народов Поволжья
«У бабушки в деревне»
Цель: формирование творческой личности, гражданина своей страны, ориентированного на дальнейшее взаимодействие с этнокультурами и овладение региональными, национальными общечеловеческими культурными ценностями.
Задачи:
1. Воспитание чувства гордости за свой народ и культуру своего края, формирование уважения к другим культурам, развитие дружелюбия, отзывчивости, толерантности.
2. Развитие национально-культурного самочувствия ребенка через самоидентификацию его личности.
3. Формирование устойчивой потребности в общении с представителями разных этнокультур и развитие навыков коммуникации.
Публикация «Фестиваль народов Поволжья» размещена в разделах
4. Развитие потребности к самостоятельному освоению окружающего мира через интерес к фольклору и народным традициям.
Звучит музыка Людмилы Зыкиной «Матушка Россия», под которую выходят 4 девочки в разных национальных костюмах, у каждой в руках поднос с традиционным национальным блюдом соответствующей национальности. За девочками выстраивается ансамбль воспитателей «Рябинушка». Девочки поочередно читают приветственные стихи.
1дев.: (в русском костюме на подносе - каравай)
Мы очень рады встрече с вами
Пусть не смолкает звонкий детский смех
Народам, что дружат веками,
Всегда обеспечен успех.
2дев. : (в чувашском костюме, на подносе Йова)
Епир пике хавась сиреньпе тель пулма
Ан шаплантар ача кулы нихасян
Туслы пуранакан халаха
Емер кететь анасу!
3дев. : (в татарском костюме, на подносе чак-чак)
Бик шат сезнен белэн курушегэ
Бэхетле балачак тавышы тынмасын
Гасырлар буе дус яшегэн халыкка
Унышлар хэрвакыт юлдаш булсын!
4дев. : (в мордовском костюме, на подносе хворост)
Шумбра ши, кельгома ялгат,
Ученек тынь эсонк кунара,
Неемс сембэ народтнень фаса,
Минь мельнекэнди пяк пара!
Девочки расставляют угощения на стол и выходят из зала.
В середину выходит девочка.
Женя Кузнецова: (стихотворение бабушки)
Я люблю свое село
И живу спокойно,
Сердцем чувствую:
Любить я его достойна!
Все овраги и ручьи,
И леса, и рощи,
И поля, где колоски
Ветерок полощет.
По тропинке меж берез
Бродит мое детство,
Мне теперь уж из села
Никуда не деться.
Приросла к нему душой, сердцем прикипела,
Я люблю свое село!
Говорю вам смело!
Ансамбль «Рябинушка»
исполняет песню «Ундоровская лирическая», после чего уходят из зала.
Звучит голос через микрофон:
Здравствуйте гости дорогие
И маленькие, и большие.
Русские, татары, чуваши, мордва
В гости вас давно ждала.
Мы рады вас приветствовать на фестивале народов России. Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины. На многих десятках различных языков учатся дети в школах, поются песни, печатаются книги.
Звучит музыка и под музыку выходят матрешечки
Исполняется танец «Русские матрёшечки».
В конце танца становятся в ряд и читают стихи.
1дев. : Заблудились в тумане деревья,
Поднимается солнце в зенит,
На высоком пригорке деревня
Посредине России стоит
2дев. : кружит голову запах дождинок,
Запах сена и теплой земли,
И от песен простых петушиных
Замирает что-то в груди.
3дев. : Здесь пасутся коровы и кони,
Здесь трава и цветы на лугу,
Заливаются песней гармони…
Без деревни прожить не могу.
4реб. : Я пойду на широкую речку,
Я пойду на поля и луга,
Отведу тебе в сердце местечко,
Деревенька родная моя!
5дев. : Подруженьки, а вы были когда-нибудь в деревне?
6дев. : Ой, девочки, ездила я в том году к бабуленьке в гости и столько интересного увидела, узнала. Куры и гуси по улицам бегают, трава кругом по пояс, а водица с родника, просто не напиться.
7дев. : Хорошо видно в деревне? А давайте мы поедем в гости к нашей бабушке Галине, она будет нам рада, это здесь не далеко, в Ундорах.
8дев. : Только надо родителей уговорить с нами ехать, побежали!
Звучит русская народная лирическая музыка, открывается занавес, за занавесом убранство русской избы. В избушке хлопочет бабушка, усаживается за стол и с грустью…
Бабушка: Ай-ай-ай, что-то давно внуков мои сношеньки не привозили, позвонить что ли? (звонит) Алло, Даяночка, здравствуй милая внученька…. Да что ты…. Это правда? (кладет трубку) Едут! Как же, а у меня тесто не ставлено, постель не выбита… (суетится).
Звучит чувашская народная музыка «Гостевая». С песней входят в зал дети и взрослые в чувашских национальных костюмах:
Чуречине ял витер усьса ярар
Итлемешкен сара кайак ай юррине – 2раза
Ата усьса яр, умне пырса лар
Сара каек юрланыне ильтсе йапанар – 2раза
Все вместе: Авани кукамай?
Дети: Здравствуй бабушка Галина!
Бабушка: Аван, аван! Наконец то я вас дождалась, как я по вам скучала. Проходите, располагайтесь.
Надя: Здравствуйте мама, вот решили навестить тебя.
Бабушка: Рада тебя видеть сношенька, молодец, что привезла с собой моих дорогих внучат. Проходи, присаживайся.
Звучит татарская народная мелодия, под которую входят дети и взрослый в татарских костюмах.
1дев. : Исэнмесез эбикэй, ни hэллэрдэ яшисен?
2дев.: Здравствуй бабушка, как поживаешь?
Бабушка: Здравствуйте, исэнмесез. Вожусь мои дорогие потихонечку, да о вас часто вспоминаю.
Венера: Исэнмесез энкэй, здравствуй родная.
Бабушка: Здравствуй Венерочка, как внук подросли, не узнать. Проходите, рассаживайтесь поудобнее, да смотри, чтобы всем было удобно.
Венера: Мамочка, а что, с Саранска наши ещё не подъехали?
Бабушка: Вот-вот должны подъехать (звучит мордовская народная мелодия, а вот видно и они….
В зал входят девочки и взрослая в мордовских костюмах.
Все вместе: Шумбрат ши штявай.
Таня: Шумбрат ши авай!
1дев. : Здравствуй бабушка!
Бабушка: Здравствуйте мои красавицы, шумбрат ши, здравствуй сношенька. Наконец то все в сборе.
Татьяна: Мама Галя, как у вас хорошо, воздух просто не надышишься, сразу чувствуешь – деревня… а деревья словно в лесу… прислонишься так к одной из них и будто одно целое, живое.
Бабушка: Да? Хорошо у нас в деревне, встанешь так рано утречком, а на нашей березоньке птички щебечут, да так заливисто, душа радуется. Татьяна: Наша берёзка такая стройная, ветви кудрявые, а аромат от листьев так и манит их потрогать. А твои внучата про березоньку стих знают, давайте все вместе послушаем.
Девочки читают на мордовском языке стихотворение
«Луга лангса келуня»
Луга лангса келуня,
Виде ронга од стирня.
Пиже паля лангсонза,
Мазы панчфкат алонза.
Ялга мархта молян тов,
Коса тялонда ульсь лов.
Тоса сембекенярть кшнихть,
Весялготкшнихть, пеетькшнихть,
Кельгозь ванан келуть лангс,
Петни малезень сон флангс.
Акша ронгонц ктмордаса,
Пара валняса сонь шнаса:
-Каст шумбраста келуня,
Кеняртьфнемасть эрь шиня.
Ащек сенем менельть ала,
Малазь сашенттама яла. (Маша Кочеткова)
Бабушка: Какое стихотворение, а слова просто настроение поднимают.
Венера: Энием, мы сегодня когда ехали с детьми, любовались красотой природы Ундоровской Земли. Пруд, парк, сады, (мечтательно) шундый гузэль туган ягыбыз.
Бабушка: Чего ты сказала дочка?
Венера: Я говорю, как красив Ундоровский край, так хочется спеть песню.
Бабушка: Пойте, а мы все вместе вас послушаем.
Девочки исполняют песню на татарском языке:
«Гузэль туган ягыбыз».
Слышится стук в дверь, звучит русская народная мелодия, под которую входят русские гости.
Дети: Здравствуйте тётушка Галина!
Бабушка: Здравствуйте!
Наталья: Я прослышала, что у вас внучатки приехали, можно с ними поздороваться и нам?
Бабушка: Конечно можно, веселее будет вместе.
Наталья: Исэнмесез Венера!
Авани Надя!
Шумбрат ши Татьяна!
Все: Здравствуйте!
Татьяна: Проходите поближе к нам, здесь всем места хватит.
Наталья: А мы не просто так пришли, хотим узнать как поживают ваши внуки тетушка Галя в Чувашии, Татарстане, Мордовии.
Бабушка: А это надо у них спросить (вперед выходят чуваши).
1реб. : Шапах ларассе сакасем
Симес тумла хурансем
Таван хуламар, Шупашкар,
Ялан илемле лар.
2реб. : Чебоксары – мой сказочный город,
Я родился в нем, жил и живу.
Чебоксары – мой сказочный город,
Очень сильно его я люблю!
3реб. : Чавашла каласма ан ватан
Хав чаваш пулнипе эс мухтан
Нихасанта ансунтер сак челхе,
Секлесень кашни чаваш суле.
Дети исполняют песню на чувашском языке «Чун черерень саванар»
Надя: Вот как весело мы живем в Чувашии, а как Венера вы поживаете в Татарии?
Венера: об этом вам сейчас расскажут мои дети…
1реб. : Как дорог мне родной край
Могучих наших предков стан.
Дороже, чем небесный рай
Родной и славный Татарстан!
2реб. : Идел ярларына нурлар сибеп,
Матур булып ата бездэ тан.
Тан шикелле якты Туган илем,
Бэхет биргэн жиреем – Татарстан!
3реб. : Яратам мин этине,
Энине hэм эбине,
Энем белэн апамны,
Яратам мин Ватанны.
4реб. : Туган жиреем Идел буе
Хэр телнен бар туган иле.
Туган жиреем кебек назлы
Жырдай монлы татар теле.
Венера: Ребята, а не хотели бы вы немного поиграть. (Да)
Проводится татарская народная игра «Зэнгэр чэчэк» после чего все садятся.
Дети взявшись за руки, образуют круг. Один ребенок держа в руках вышитую подушку выходит водящим в середину круга. дети поют и двигаются по ходу движения, со словами:
Юл читендэ зэнгэр чэчэк
Якты нурлар тарата.
Безнен кызлар хэм малайлар
Зэнгэр чэчэк ярата.
Останавливаются и на продолжение выполняют пружинку. Водящий прохаживается по кругу танцевальным движением.
Якын дуслар арасыннан
Берсен сайлап ал эле.
Тезлэренэ ипле булыр –
Мендэренне сал эле.
Водящий останавливается перед одним ребенком, кладет под колени подушку и протягивает руки к ребенку. Тот танцует вокруг него, затем меняются местами.
Бабушка: Ох и разыгралися, весело вам гляжу стало. Да давайте послушаем внуков из Мордовии…
Выходят взрослый и дети мордовской национальности.
Таня: Наш мордовский народ
Дружно, весело живет.
По-мордовски и по-русски
Вам станцует и споет.
Ну-ка, дети, в ряд вставайте
Песню нашу запевайте.
Исполняется песня на мордовском языке «Нармоннятне, лиеда».
1реб. : Молян сустан акшо пале,
Велеть перьфкава ютан.
Велеть перьфкава ютан,
Кувака морэ моран.
2реб. : В милом городе Саранске
Очень весело живем.
Танцевальные узоры
Мы в подарок вам сплетем.
Исполняют народный танец «Мордовские узоры».
Бабушка: Вот спасибо вам внучатки, какие вы все мастера петь, плясать, в игры играть.
Наташа: Бабушка Галина, а можно и мы покажем свои умения?
Бабушка: Конечно можно.
Наташа: Рассвет над Ундорами встает
Все ярче, ярче небосвод
И пруд весь переливается,
И птичьи трели нежно заливаются.
Здесь колокольным звоном утро начинается,
Здесь родники студеною водою наполняются.
1реб. : Добрый день всем добрым людям,
Пусть веселым праздник будет!
Ундоры наш край родной
Удивительный такой!
2реб. : как прекрасно все вокруг
Родники и там, и тут.
Я водицы с них попью
И здоровье укреплю.
3реб. : покружив по всему белу свету,
Я сегодня скажу не тая –
Что милее нигде края нету,
Чем родная сторонка моя.
В детстве ярко солнце светит
Смех звенит и там, и тут
Так звучит наша деревня
Если дети в ложки бьют.
4реб. : Ложки оловянные, ложки деревянные,
Ложками стучи, звонче музыку веди!
Ложки расписные звонкие, резные,
От зари и до зари веселятся ложкари!
Ансамбль ложкарей, исполняет
русскую народную мелодию «На горе-то калина»
Наташа: Вот как мы играем на ложках, а вы сумели бы? (да). У нас ещё есть вот такие бубны, очень уж они весело звенят. Становитесь все в кружок бубен всех играть зовет.
Проводится игра «Ты беги весёлый бубен»
5реб. : Жареные семечки – русская забава,
Щелкаются семечки налево и направо,
Острым краем кверху и наоборот
Жареные семечки так и лезут в рот.
Исполняется песня «Семечки»
Раздается стук в дверь.
Бабушка: А это кто бы мог быть? (идет к дверям)
Входят мама и дочка в украинских костюмах, девочка плачет, капризничает, в руках у неё игрушка котик.
Светлана: Здравствуйте тетя Галя.
Бабушка: Здравствуй Светлана, что у вас случилось, Василиса приболела?
Светлана: Увидела в окно, что к вам внуки приехали, да одолела меня. Говорит пойдем и мы в гости, уж больно ей наряды ваших внуков понравились, хочет и своим платьем похвастать.
Бабушка: Вот и славно, внуки у меня со всего Поволжья приехали, спасибо невесткам моим. Это вот с Татарстана, это с Мордовии, это с Чувашии.
Света: Здравствуйте всем! И правда все какие нарядные, не зря дочка и меня заставила нарядиться. И мы тоже в гости приехали, с Украины.
Василиса: Украина – ридний край,
Ридне поле, зелен гай,
Ридне мисто и ридна хата,
Ридне небо и ридня мати. (Я. Скидан)
Света: Вот бабушка, как её спать уложишь, а тут еще и котик у нее не спит, ластится.
Бабушка: А ты её уговори вместе с котиком лечь и котику колыбельную спеть, глядишь и твое дитятко успокоится.
Света и Василиса с уговорами идет к кровати. Девочка с котиком ложатся на кровать и все вместе запевают.
Исполняется украинская народная колыбельная «Баю баю кота»
Бабушка: Ну вот и уснула…
Света: Как вы ловко придумали, вы просто мастерица.
Надя: Это еще что, вот сейчас мои дети расскажут вам про нашу любимую бабушку и споют песню, так в ней все точь в точь про нашу бабушку.
Реб. : Мы — сыновья твоих сынов,
Твои внучата, бабушка.
И нам дороже всяких слов
Простое слово — бабушка.
Ты даришь нам добро и свет,
Седая наша бабушка.
Как дружный хоровод планет,
Вокруг тебя мы, бабушка.
(С. Калиев. Бабушка)
Дети исполняют песню на чувашском языке «Кукамай»
Татьяна: А вы знаете ребята, что ваша бабушка для нас является самой любимой мамой. Сейчас нам Илюша расскажет стихотворение про маму.
Илья читает стихотворение "Аваней" "Мамочка"
Аваней – сединей,
Симдиней, андыней,
Шобдава стяфтыней,
Кедняда ветиней.
Аваней - мазыней,
Павазонь казиней,
Течиней, вандыней,
Виде кинь нефтиней.
Аваней – тяконей,
Ванфса шумбра шицень,
Улеза пачк мани,
И тёжде эрь шице!
Венера: Какой интересный у вас язык, послушай мама Галя в подарок от нас песню…
Исполняется песня «Голлэрем»
Бабушка: Спасибо вам мои дорогие, спасибо вам мои хорошие.
Дом с гостями – полная чаша,
А дом без гостей, что дверь без петель.
Наташа: В семейном кругу мы с вами растем,
Основа-основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты входищь из семьи.
Надя: Знай традиции, русский народ,
Свою историю вечно храни.
Любовь к Отчизне пусть в сердце живет,
Для детей своих Русь сбереги!
Венера: Священный пояс в руки мы возьмем
И от беды своих детей убережем.
Таня: зовет он нас всех, с вами хоровод
Живи и процветай Российский наш народ!
Исполняется песня «Солнечный круг»,
каждый последующий припев звучит на национальном языке.
Бабушка: благодарю всех за доставленную радость быть вместе с вами, а теперь приглашаю всех на угощения…
Все расходятся по группам.