Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»

Марина Антропова
Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»

Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов.

Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни, обрядам и обычаям, к фольклору народов Поволжья.

Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Употреблять в разговорной речи малые формы фольклора народов Поволжья.

Вызвать у детей желание играть в игры народов Поволжья.

Воспитывать интерес. уважение, дружеские взаимоотношения с детьми разных национальностей.

Предшествующая работа.

Читала, рассказывала детям об обычаях, обрядах, об особенностях жизни и быта людей разных национальностей, проживающих в Поволжье. Провела беседу"Русь деревянная".Дети с родителями посетили этнографическую деревню - музей на Соколовой горе. Рассматривали предметы быта, народные костюмы, жилища; познакомила с разными видами народно-прикладного искусства.

Заучили пословицы. загадки, заклички, народные игры: татарские, мордовские, украинские. русские.

Рисовали народные костюмы, узоры, жилища.

Организация и ход занятия.

Дети в нарядных костюмах под народную музыку входят в зал и рассаживаются на стулья.

-Сегодня мы поговорим о фольклоре народов Поволжья и поиграем в народные игры.

-Сколько национальностей проживают у нас в Поволжье (130).

Люди каких национальностей проживают у нас в губернии? (немцы. украинцы, белорусы. татары.).

-В нашей губернии мирно уживаются люди разных национальностей, всех их объединяет братская дружба и уважение к народным традициям, к человеку-труженику. Особенности жизни и труда людей разных национальностей зависит от природно-климатических условий, в которых проживали их предки. Это находит отражение в народных песнях, сказках, в движениях танцев. в пословицах, поговорках, загадках, шутках и играх. Русский народ издавна славился своим гостеприимством. Никогда путника не оставят без ночлега. И последним поделятся, накормят, обогреют. В народе говорили: "Что осталось в печи, на стол мечи".А званых гостей встречали на Руси караваем - хлебом с солью.

Девочка в русском сарафане выносит на рушнике Саратовский калач и говорит стихи:

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим

Поклонясь, отведать просим.

-Этот обычай существует и сейчас.

-Издавна народ русский славился своим трудолюбием. Человека-труженика уважали, почитали и прославляли все народы на Руси, не только русские. Вот как об этом говорится в пословицах разных народов.

Дети по очереди выходят называют национальность и говорят пословицу, принадлежащую данному народу (по2 пословицы) -азербайджанские, русские, татарские. чувашские, мордовские.

-Сколько национальностей, столько и пословиц. У каждого народа свой фольклор. (песни. потешки. шутки, пословицы, поговорки, загадки придуманные народом).

Правильно, к народному фольклору относятся и народные игры.

-Что в играх отражал народ? (свою национальную культуру, особенности быта).

-Правильно. В играх народ отражал свою национальную культуру. В играх много, много шуток, юмора, соревновательного задора. В них присутствуют заманчивые любимые детьми считалки, заклички, жеребьёвки. Они сохраняют свою художественную ценность. игровой фольклор. Игровой зачин помогает быстро организовать игру. настроить на объективный выбор ведущего, безоговорочное и точное выполнение правил игры.

Предлагаю одному из детей позвать на игру:

Кто со мной идёт играть?

А потом не принимать.

А потом не приняли

За уши подняли.

Башкирская игра "Юрта". Читают зачин, играют 2 раза, подводят итог. Во время игры звучит башкирская мелодия.

Девочка в русском сарафане начинает игру "Заря-заряница". Звучит русская народная мелодия, играли 2 раза, подвели итог.

Считалкой выбирают ведущего для татарской народной игры "Продаю горшки".

Звучит татарская мелодия, играют 2 раза, подводят итог.

Проводят игру "Колдунчик" -звучит украинская народная музыка, играем 2 раза, подводим итог.

Азербайджанская народная игра "Отдай платок". Жеребьёвкой делятся на 2 команды. Подводим итог, отмечаем. что играли дружно. как выполняли правила игры.

Какие ещё народные игры мы выучили? Есть ли у разных народов похожие игры? Какой мы сделаем вывод?

-Вывод:

Каждая национальность имеет свой народный фольклор: свои песни, танцы, игры, пословицы, в которых отражают свои обычаи, свою культуру.

-У нас в губернии люди разных национальностей живут дружно, без конфликтов. Даже праздники национальные празднуют совместно. как в народе говорят "Всем миром".

-Назовите праздники, которые широко празднуются у нас в Поволжье (Масленица и Сабантуй).

-Почему люди разных национальностей живут дружно?

Потому что уважают и ценят культуру и обычаи других народов. Всех объединяет любовь к Родине, интерес к её многонациональной культуре.

Наше занятие подошло к концу. Предлагаю помыть руки. Сейчас мы угостимся Саратовским калачом, выращенным на Саратовской земле, испечённым Саратовским хлебозаводом, Саратовским тружеником. Угоститься калачом и послушать народные мелодии.

Публикации по теме:

Ознакомление детей дошкольного возраста с национальным костюмом народов Поволжья В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье, образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность,.

Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о ВОВ на уроках литературы Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы. Как часто мы слышим.

Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира. Н. В. Лебедева, Д. Е. Макушкина,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы МКДОУ «Зеледеевский детский сад «Сказка» План работы по самообразованию 2015–2017 гг. тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Название проекта: «Социально-личностное развитие детей 6–7 лет в процессе ознакомление с культурой народов Среднего Поволжья» .

Нравственное воспитание детей через игру Нравственное воспитание детей через игру. Игра оказывает огромное влияние на личность ребёнка. Игра ведущая деятельность детей является.

Ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники,.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.

Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья. В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 20:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированной НОД «Рукавичка» для детей второй младшей группы
В рукавичке зимой Жили звери семьей большой Дружно жили, не тужили, А, собачка пришла Всех друзей разогнала. интеграция образовательных областей :...
Сценарий развлечения в средней группе «Ну, простуда, берегись!»
Программное содержание: систематизировать знания о мерах по предупреждению простудных заболеваний. Формировать навыки здорового образа жизни....
Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша»
Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические...
Фотоотчет «Подготовка к встрече Нового года»
В преддверии Новогодних праздников наш детский сад превратился в сказочную страну, каждая группа создала свой чудесный и неповторимый образ. В работе были...
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...