Селина Людмила
ФГОС: Использование игровых технологий в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
МДОУ детский сад «Непоседа» п. Вейделевка
Воспитатель :Селина Л. А.
В раннем возрасте содержанием психолого-педагогической работы будут игры с составными и динамическими игрушками; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. То есть, содержание образования детей раннего детства построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций.
Публикация «ФГОС: Использование игровых технологий в работе с детьми» размещена в разделах
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Эти противоречия легко устраняются при условии стройной системы организации игровой деятельности.
В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. Поэтому воспитателями нашего детского сада используется огромное количество такого материала.
В разнообразных детских играх уникальным образом сочетаются легкость и удовольствие, с которыми ребенок подражает действиям взрослых, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках. Самые первые игры наших педагогов с детьми – «Прятки», «Ладушки», «Кот и мыши» и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Ребёнок не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей.
Проводя работу, направленную на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей, педагоги используют игру в качестве основной формы организации детской деятельности, как требует того используемая в нашем ДОУ примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО, (предметной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, физкультурных занятий и др.) и не подменяют ее занятиями по образцу школьного урока. Элементы игры включаются в наблюдение, детское экспериментирование, бытовые занятия (сервировка стола, поддержание порядка в групповых помещениях и на участке и т. п., образовательную деятельность. Это позволяет реализовать потребности детей в игре посредством привычных форм работы.
Педагоги ДОУ ежедневно выделяют специальное время для организации детских игр; стремятся к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым; предлагают детям на выбор ту или иную коллективную игру: в прятки, хоровод, лошадки, паровозик и вагончики и т. п. Дети, не умеющие играть, наблюдают за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, воспитатель не прерывает его занятия, не настаивает на участии в игре. Вместе с тем он старается найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Педагог поддерживает инициативу детей в развертывании той или иной игры. Помимо коллективных игр, организовывает индивидуальные. Отводя специальное время для организации игр педагог имеет возможность решать программную задачу формирования начальных навыков ролевого поведения.
Присоединяясь к игре ребенка, воспитатель делает это ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера. Этим он решает задачу обучения детей выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Для индивидуальной игры с каждым лучше всего подходят игры-потешки, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками.
Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры наши педагоги создают полноценную среду развития малышей, обогащая их опыт. Для этого организовываются наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей; обсуждаются с детьми домашние дела взрослых; привлекают их к посильному участию в жизни группы: к выполнению поручения воспитателя, оказанию помощи взрослым и сверстникам. Обогащают внеситуативный опыт детей: читают им книжки, рассматривают вместе и обсуждают картинки, рассказывают истории из жизни взрослых, других детей и пр. В результате полученные знания и умения детей позволяют также выстраивать систему организации игры: способствуют проявлению самостоятельности, активности в игре; обогащают в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.
Социально-личностное развитие ребенка помогает выстраивать игру на более высоком качественном уровне, т. к. оно предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками. Для формирования и поддержки у ребенка положительного отношения к себе педагоги дают почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявляют внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагируют на все его переживания. Педагоги способствуют развитию у ребенка представления о его внешнем облике, возможностях, способностях и действиях, поощряют все его успехи. Уже в раннем возрасте уделяют внимание формированию у него поло-ролевой идентификации.
В свою очередь, для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее включаются во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – становится основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком.
Воспитатели создают условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. С этой целью они поддерживают интерес детей к сверстникам, стимулируют эмоциональные контакты, сближающие их друг с другом, организуют разные виды совместных игр, тактично разрешают возникающие конфликты, решая одну из программных задач и тем самым выстраивая систему игровой деятельности.
В итоге, можно сделать вывод о том, что используемая в ДОУ система психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии. Это дает возможность на начальном этапе создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формировать у него основы базовой культуры личности, всесторонне развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, готовить ребенка к жизни в современном обществе, формировать предпосылки к учебной деятельности, обеспечить безопасность жизнедеятельности дошкольника.