МААМ-картинки

Фольклор и дети

Татьяна Цветкова
Фольклор и дети

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важно в воспитательной работе целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Публикация «Фольклор и дети» размещена в разделах

Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе при подвижных играх, закаливающих процедурах, режимных моментов.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий). Просматриваются национальные устои, представления о чести, любви (игры на выбор партнера, смелости, мужестве. Игры отражают желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные подвижные игры для проведения во время физкультурного занятия выбираются в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, которые реализуются в данный момент. Дети активно в них играют, прежде всего, из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом - “волк идет”, с гордой осанкой - “лиса - всему краса”.

Можно проводить театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок.

Да, детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных – персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.

Потешка – жемчужина русского фольклора! Она способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поём песенки «Баю, баюшки, баю»

Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. Освоить навыки, необходимые для одевания, тоже поможет потешка.

Во время прогулки, показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешки или заклички.

Используем потешку и как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывает у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Итак, фольклор, как эмоционально-образное средство воспитания, поддерживает интерес к национальным традициям, вызывает у детей радость и удовольствие, желание узнавать что-то новое. Поэтому, я призываю, как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки. Либо только прекрасное побуждает доброе.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Краткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группеКраткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группе Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей» Актуальность: Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких.

Музыка и детиМузыка и дети Сегодня к нам опять приходили долгожданные гости из музыкальной школы. Наши ребята познакомились с новыми музыкальными инструментами, их.

План мероприятий на неделю по теме «Русский фольклор» в средней группе Задачи: Продолжать знакомить детей с устным – народным творчеством, предметами быта, музыкальными инструментами Русского народа в старину.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Театр и дети Нам, взрослым всегда почему-то хочется вернуться в мир детства. Но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Наверное, поэтому нас иногда так и.

Все дети любят рисовать!Все дети любят рисовать! Все дети любят рисовать. Добрый день,уважаемые коллеги! Всем давно известно, что все дети любят рисовать. Рисуют с удовольствием карандашами,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фольклор и дети
Опубликовано: 4 октября 2020 в 18:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД