Лучший педагог года

Фонетическое занятие в подготовительной группе ОНР «Космическое путешествие»

Ирина Растунина
Фонетическое занятие в подготовительной группе ОНР «Космическое путешествие»

Тема: Дифференциация свистящих звуков. «Космическое путешествие»

Цель: Закрепление навыков фонетико-фонематического восприятия.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Активизация словаря по теме «Космос»

2. Продолжить работу по дифференциации согласных по глухости и звонкости, твердости и мягкости на примере свистящих звуков.

3. Закрепление навыков словообразования сложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Публикация «Фонетическое занятие в подготовительной группе ОНР „Космическое путешествие“» размещена в разделах

1. Развитие аналитико-синтетической деятельности через умение анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать фонемы.

2. Формирование сенсомоторного восприятия, используя задания с опорой на несколько анализаторов.

3. Воспитание «чувства мышц» с целью развития саморегуляции (расслабление мышц для активной последующей деятельности)

Воспитательные задачи:

1. Воспитание самостоятельности и аккуратности в работе с дидактическим материалом

2. Создание ситуации успеха, воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.

Словарная работа:

• Названия планет, космос, скафандр, невесомость

Сложные слова: космодром, звездолет

Родственные слова: солнце, солнышко, солнечный

Наречия: грустно, весело, удивленно

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети встают в круг

Логопед загадывает загадку: Светит, сверкает, всех согревает. Что это?

Дети: Солнце

Л. - Подберите родственные слова.

( Направляющая помощь: - Как назовем ласково солнце? -Если светит солнце, то день какой)

Л. -Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

Дети расслабляются

Л. - Подул холодный ветер, вам холодно.

Дети напрягают мышцы.

Л. -Опять засверкало солнце.

2. Основная часть занятия

1. Сообщение темы занятия. Используются «мальчики-звуковички», алгоритм для характеристики звуков)

Л - Какой первый звук вы слышите в слове «солнышко»? Дайте характеристику этому звуку, используя схему

Л- Что делает солнышко?

Дети подбирают глаголы к слову

Л. - Какой первый звук в слове «сияет»? Какой он?

Л. - Чем похожи эти звуки и чем отличаются?

Дети используют алгоритм для характеристики звуков

Л. - На какой планете мы живем?

Л- Какой первый звук в слове Земля? Охарактеризуйте его.

Л- Что можно увидеть ночью на небе?

Л- Какой первый звук в слове звезда? Какой он?

Сегодня мы совершим космическое путешествие, и повторим, какие звуки?

Логопед выставляет «мальчиков-звуковичков» в синих и зеленых костюмах с колокольчиком и без него.

2. Произнесение слов сложной слоговой структуры. Используются иллюстрации звездолета, космодрома, скафандра, космонавта.

Используется метод проблемно-поисковой деятельности. Дети имитируют движения

Л. - Дети, звезды приглашают нас в гости. На чем мы поедем в звездное путешествие? Соедините два слова звезды и летать (жестовая помощь логопеда). Какое слово получились?

Д. - Звездолет.

Л. - Почему его так называют?

Д. – Звездолет летит к звездам.

Л. - Какой первый звук в слове звездолет? Сколько звуков [з] в этом слове? Картинку звездолета отдадим какому «звуковичку»? Почему?

Д. –Звук[з]- согласный, твердый, звонкий. Картинку отдадим «звуковичку» в синей одежде с колокольчиком.

Л- Кем мы будем в полете? (Если мы летим в космос, то мы кто)

Д. - Космонавтами

Л- Какой звук есть в этом слове и где он спрятался?

Д. - Звук [с] спрятался в середине слова

Л. - Который по счету звук [с] в слове космонавт? (Если дети затрудняются, предлагаю поделить слово на слоги.)

Д. - Третий

Л- Картинку космонавта отдадим какому «звуковичку»? Почему?

Д. –Звук[с]- согласный, твердый, глухой. Картинку отдадим «звуковичку» в синей одежде без колокольчика.

Л. –Откуда стартует космический корабль? (Самолет взлетает с аэродрома, а космический корабль? Замените начало слова аэро на космо. Какое слово получилось)

Д- Космический корабль стартует с космодрома.

Л. Вот и космодром. Можно полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Если мы летим в космос, то наденем, какой костюм)

Д – Космический костюм

Л. – Космический костюм называется скафандр

Дети делят слово на слоги.

Л. Надеваем скафандры

Имитация надевания скафандра

3. Физминутка. Обыгрывание обратного счета. Включается магнитофонная запись мелодии. Используются упражнения на релаксацию

- Внимание! Приготовьтесь к полету!

Дети считают от 10 до 0 (обратный счет, соотнося с сгибанием пальцев)

Пуск!

Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелая голова, руки, ноги. Открой те глаза. Сейчас вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово? (Акцентирую внимание детей на первый слог слова и от какого слова образовано)

Д- Это значит нет веса

Л. -Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.

Дети изображают разные позы человека в невесомости.

4. Произнесение свистящих звуков в слоговых рядах. Использую пиктограммы эмоций

Выходим на связь с обитателями планет. Какое выражение лица в этом мониторе компьютера? Как ты произнесёшь его послание?

- Грустное - грустно. Удивленное-удивленно Радостное – радостно

Дети повторяют слоговые ряды произнесенные логопедом

Са-за-са сла-зло-сло сво-сво-зво ….

5. Звуковой анализ и синтез слов. Используются звуковые схемы слов- названий планет, карта солнечной системы. Звукобуквенный анализ и синтез слова с раздаточным материалом (цветные кружки, разрезная азбука, использование алгоритма звукобуквенного анализа слов

- Слушайте внимательно, я буду называть планеты по звукам. Вам необходимо отгадать название планеты, а потом найти и разместить звуковую схему слова на карте планет.

Дети называют планеты, находят звуковые схемы и размещают их на карте планет.

- Отгадайте название планеты: первый звук [з’], а последний - [а]

Д. –Земля

Дети делят слово на слоги, определяют, сколько звуков в первом и во втором слоге. Называют последовательно звуки в первом, а потом во втором слоге. Дети выкладывают звуковую схему слова.

- Почему в слове Земля звуки [з’], [л’] произносятся мягко? Какая гласная буква отдала приказ «Звучи мягко!» букве З? … букве Л?

Дети выкладывают буквы под звуковой схемой слова

3. Итог занятия Самоанализ работы детей на занятии

Пора возвращаться на Землю. Закройте глаза. Мы в космосе.

(Дети имитируют движения невесомости)

Вот и Земля. Поздравляю вас с благополучным приземлением. Улыбнитесь, пожмите друг другу руки.

Какие трудности вы испытывали во время нашего полета? (самоанализ работы детей на занятии)

Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

(Дети делятся своими впечатлениями)

Публикации по теме:

Фронтальное занятие: Дифференциация звуков «с-ш». .

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фонетическое занятие в подготовительной группе ОНР «Космическое путешествие»
Опубликовано: 8 апреля 2015 в 17:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД