Лариса Зверева
Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы знакомим детей с цветовосприятием
Применяю и использую такие средства формирования цветовосприятия детей как : дидактические игры и упражнения
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный, приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. Вначале не надо добиваться запоминания цветов. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и фиолетовый цвета. Голубой цвет усваивается в последнюю очередь, так как дети часто его путают с синим. Знакомство с голубым цветом переносят на более поздний период, когда дети получат представление об оттенках
Публикация «Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
При ознакомлении детей с цветовой гаммой мы применяем следующие дидактические игры:
Радужный круг.
Собери радугу.
Цветной волчок.
Собери бусы для кукол
День и ночь.
Воздушные шарики
На основе практических действий по различению цвета и цветовых образов предметов ребенок учиться определять цвет «в уме», т. е. мысленно, уже прибегая к практическим действиям, эти же действия он начинает выполнять в умственном плане, тогда происходит немедленное различение цвета.
Изобразительная деятельность
Очень увлекательно проходят занятия по смешению разных цветов. На занятии "Мы – волшебники" дети учились смешивать краски: смешали красную и желтую – получилась оранжевая, соединили синюю и красную – появилась фиолетовая краска. Мы стараемся создавать такие проблемные ситуации, в которых дети самостоятельно находили бы решение: например, составить цветы оранжевого цветка из красных и желтых лепестков; нарисовать огурцы при наличии желтой и синей красок, нарисовать фиолетовую тучу с помощью красной и синей красок. На занятии "Цветущий луг" дети создавали живописную композицию с использованием 3-х основных цветов приёмом смешивания красок по сырому. Чтобы закрепить приёмы смешивания красок, с детьми играли в дидактическую игру "Приготовим куклам сок", где в прозрачных бутылочках смешивали воду разных цветов и получали желаемый цвет
На занятиях мы знакомим детей с системой цветов спектра, с последовательностью их расположения). В этой работе поможет картина с изображением радуги или радужный круг. Дети в игровой форме усваивают порядок расположения цветов в спектре, делят цвета радуги на тёплые и холодные. На этом этапе нами проведены следующие занятия: "Жаркое лето и холодная зима" (на одной части листа дети рисовали лето тёплыми цветами, на другой – зиму холодными цветами); На занятиях дети вспоминали и рассказывали о том, когда им было холодно, а когда жарко, что они при этом ощущали, например Доминика тёплые цвета связывала с солнцем, светом, радостью, а холодные – с пасмурной погодой, холодом, дождём, грустью
экскурсии, прогулки на природу.
Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно вязан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток Постичь тайны цвета в занимательной и доступной форме игрового характера помогут экскурсии в парк, целенаправленные наблюдения в быту- осенний веночек, раскрасим снег, утренняя гимнастика «в мастерской художника», в завтрак разукрасим кашу вареньем
Ознакомление с искусством
Лучше увидеть действительность помогает систематическое знакомство детей с искусством. Искусство – важный фактор формирования чувства цвета у детей. Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, Чтение стихотворений, подбор к ним живописных полотен. Создание с помощью разнообразных живописных средств иллюстрации к выбранным поэтическим строкам Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, причём не навязчиво, дидактично, и это помогает запоминанию, например «Знакомство с художественными произведениями В. Сутеева «Три котёнка» и «Цыплёнок и утёнок».где
продолжаю формировать навыки рассматривания иллюстрации, соотнесения картинки с текстом. Рассказывала детям о труде художников – иллюстраторов: В. Конашевича, В. Лебедева,Е. Чарушина,Е. Рачёва. Ю. Васнецова - у него животные сказочные, похожи на игрушечных, в рисунках использует фон, украшает рисунки: ягодками, цветочками, травинками, грибочками. Дети знакомятся с произведениями Д. Кайгородова «Разноцветные кораблики», «Почему на кусте выросли грибы», Н. Сладкова из цикла «Осень», рассматривают иллюстрации произведений известных художников В. Фомичева, И. Левитана. На каждом занятии проходит календарная страничка, где дети рассказывают об изменениях в природе, которые они наблюдали, делают выводы на основе своих наблюдений А также знакомлю с народным декоративно – прикладное искусством например знакомлю с филимоновской игрушкой Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки, нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек – использование трафаретов с изображением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и пр., что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;