МААМ-картинки

Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида

Зарипова Лариса Фаукатовна
Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида

Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида

Зарипова Лариса Фаукатовна

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида

Публикация «Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида» размещена в разделах

Естественнонаучные знания обучающихся в коррекционной школе в основном формируются на материале предметной области естествознание. Такие как природоведение, география, биология. Поэтому возможно говорить лишь об элементах естественнонаучных представлений и понятий, формируемых у умственно отсталых школьников.

В соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) блок естественноведческих дисциплин изучается с 5 по 9 классы. АООП - это общеобразовательная программа, адаптированная для категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Содержание предметной области естествознания в коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения предметной области естестсвознание массовой школы : сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов, номенклатура географических названий.

Содержание дисциплин курсов предусматривается адаптированной основной общеобразовательной программой образования (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП – это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В основу АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Накопление естественнонаучных знаний у обучающихся коррекционной школы YIII вида невозможно без систематической работы по формированию представлений и понятий об окружающем мире. Методика и приемы формирования природоведческих знаний разрабатывались и совершенствовались в отечественной олигофренопедагогике в течение многих лет. В результате этой работы выделились основные этапы формирования понятий о природе у лиц с нарушениями интеллекта – восприятие объекта, формирование представлений и выработка понятия.

Первым этапом процесса усвоения знаний является восприятие отдельных природных объектов, явлений и фактов. Учитель руководит этим процессом: направляет внимание учащихся, организует их деятельность. Важным условием организации целенаправленного восприятия учащимися природоведческого объекта (в натуре или на картине) является сочетание показа объекта с пояснениями учителя. Это способствует установлению прочной связи между образом и словом. При демонстрации объекта в натуральном виде или его изображения на картине педагог должен привлекать детей к рассказу о том, что они видят. Такая активная познавательная деятельность школьников содействует упрочению связи «объект-слово», способствует становлению аналитико- синтетических операций, обеспечивает развитие связной устной речи умственно отсталых обучающихся.

Организация восприятия детьми изучаемого объекта должна соответствовать следующим требованиям:

- непосредственная близость обучающихся к наблюдаемому объекту

-краткая инструкция о цели предстоящей работы и способах ее выполнения

- выяснение, что видит каждый обучающийся, на чем сосредоточено его внимание

- направление внимания обучающегося на характерные признаки предмета или явления

- проверка того, что и как восприял каждый обучающийся

- связь объекта восприятия с точно отвечающим ему словом, названием.

Кроме того, необходимо учитывать, что процесс восприятия у умственно отсталых детей протекает медленнее, чем у обучающихся основной школы, поэтому необходимо дать время на восприятие объекта, не торопить детей. В случае необходимости отдельные этапы процесса восприятия могут разбираться несколько раз, при этом учитель обращает внимание детей на существенные признаки объекта, явления. В результате наблюдений за объектами и явлениями у обучающихся создается первичное представление о внешнем виде объекта или природного явления.

Представление – это образы тех предметов и явлений, которые воспринимались в прошлом.

Различаются представления памяти и представления воображения. Представления памяти образуются на основе непосредственного восприятия объекта (озеро, овраг, река, растение, животные)

Представления воображения – это образы, которые создаются без непосредственного восприятия объекта, но на основе которых лежит действительность. Такие представления возникают при чтении или слушании описаний предметов и самостоятельно у умственно отсталых детей не формируются.

Кроме представлений образов объектов (предметов) или явлений при изучении природных объектов и явлений формируются также и пространственные представления о величине объекта, его форме, о пространственных свойствах предмета, о движении (по отношению к собственному расположению, сторонам горизонта) и картографические представления о взаимном расположении объектов на географических картах.

Представления возникают у обучающихся в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но все же эти образы являются более обобщенными, чем те, которые формируются при простом восприятии. Для углубления и расширения представлений учитель ставит перед учениками вопросы, выявляющие основные свойства предметов.

Работа по формированию представлений проводится (с опорой на конкретный материал) по следующим направлениям:

- выделение в предметах или явлениях их признаков или свойств, например, при формировании представлений о реке важно обратить внимание школьников на общие признаки, характерные для реки (исток, устье, русло, течение, притоки, берега).

-сравнение признаков нескольких предметов, например, сравниваются различные реки по следующим параметрам: местность, по которой они протекают, характер течения, русло (его ширина, притоки, берега. Обучающиеся отмечая общие признаки (строение) выделяют главное различие- характер течения.

- выделение существенных признаков, например, реки имеют одинаковое строение, но могут различаться характером течения, шириной, протяженностью и т. п.

Установление сходства и различия имеет большое значение для умственно отсталых школьников. При правильно организованном сравнении, с использование различного предметного материала ученик приобретает:

- большое количество фактических знаний об изучаемом объекте или явлении

-постепенно, путем сравнения изучаемых объектов (сходство и различие) приобретает навык обнаружения и установления в рассматриваемых предметах и явлениях существенного и несущественного (т. е. общего и различного)

- учиться в отдельном, единичном явлении находить общее

- постепенно учиться производить простые обобщения и формулировать несложные понятия.

Далее учитель подводит обучающихся к пониманию того, что изменение несущественных признаков (различных) не влияет на принадлежность к определенной группе, например, дети рассматривают картинки с дикими и домашними животными, сортируют их и объясняют свои действия.

Распознавание предметов по существенным признакам (общим). На данном этапе важно сформировать знания о существенных признаках предмета, т. е. о тех, которые присущи всем предметам данной группы. Называя существенные признаки объекта или явления, например, полезного ископаемого, учитель предлагает вопрос: «О чем идет речь?». Знание существенных признаков объектов или явлений поможет обучающимся правильно их определить.

Формирование пространственных представлений о расстоянии, величине, направлениях, сторонах горизонта требует проведения соответствующих практических работ в разных условиях, как в классе, так и на пришкольном участке.

Картографические представления формируются в старшей школе во время выполнения разнообразных упражнений по ориентированию по карте, чтению карты, а также с помощью заполнения контурных карт.

Следующий этап -формирование понятий.

При формировании природоведческих понятий у умственно отсталых необходимо учитывать, что:

- обучающиеся должны обладать элементарными, но вполне четкими представлениями, лежащими в основе данных понятий

- формирование понятий у обучающихся с нарушениями интеллекта- процесс длительный.

В содержание понятия входят существенные признаки предмета или явления природы, отличающие его от других. Понятие является более «общим» по сравнению с представлением. Представление всегда имеет в виду какой-нибудь конкретный объект определенной величины, размера, четкой характеристикой. В термин «понятие» входит существенные признаки, отличающего его от других, это образ собирательный всех предметов, например, горы, животные, полезные ископаемые, животные, птицы).

Большинство методистов, при формировании природоведческих понятий предлагают использовать синтетические и аналитические приемы работы.

Правильно организованный процесс формирования понятия предполагает последовательность:

- выявление у обучающихся запаса понятий и связанных с ними представлений, например, при формировании понятия «река» можно задать вопросы: «Что изображено на картине?», «Какие реки ты знаешь?», «Какие бывают берега у реки?».

- организация целенаправленного восприятия предметов или объектов, их лучше наблюдать в живой природе (формы поверхности земли, реки, жизнь растений).

- организация восприятия тех предметов, которые не могут быть восприняты в натуре, например, строение человека.

- применение наглядного материала, например, коллекции, муляжи, карты и вычленение существенных признаков, общих для объектов данного вида (река).

В результате формируются определенные понятия, в которые включены только существенные признаки.

Итак, успешное усвоение обучающимися с умственной отсталостью естествоведческих знаний, зависит от правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования, адекватного выбора методов и приемов обучения, опоры на личный чувственный опыт обучающихся, связь обучения с жизнью, а также от того, как педагог учитывает интеллектуальные и психические особенности детей, осуществляет коррекционно-развивающую направленность обучения, соблюдает основные этапы формирования представлений и понятий.

Конструкт урока географии в 7 классе коррекционной школы

Описание: урок предназначен для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Данный материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию.

Цель: продолжить расширить представления обучающихся о разнообразии жителей леса, формирование представлений при простом (наглядном) восприятии о диких животных – лось и медведь, выделение существенных признаков ( общие: дикие животные, живущие в лесу, установление различий травоядные, всеядные, хищники.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с особенностями внешнего вида и образом жизни типичных представителей лесной зоны.

Коррекционно-развивающие :

- развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием животного мира

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к животным леса.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I Организационный момент

Приветствие обучающихся. Дидактическая игра «Третий лишний»

Задание: исключите лишнее.

Хвойные леса: ель, осина, кедр

Смешанные леса: берёза, сосна, дуб

Широколистные леса: пихта, дуб, клён.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны. Познакомимся с обитателями леса их особенностями внешнего вида и узнаем, места их обитания. Тема урока «Животный мир лесной зоны».

III. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)

Рассказ учителя:

Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.

Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен. В лесной зоне водятся травоядные животные.

Словарное слово: травоядные животные – это животные, которые питаются растительной пищей.

Здесь обитают и хищники.

Словарное слово: хищники - это звери, которые питаются животной пищей травоядными животными и грызунами.

В лесной зоне обитают и всеядные животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные.

Словарное слово: всеядные – это животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей.

Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем.

Задание: распределить животных по группам.

Лоси, кабаны, косули, лисица, белки, олени, рысь, черный медведь, бурый медведь, тигр, волк, зубры.

(Травоядные - лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки.

Хищники - волк, тигр, рысь, лисица.

Всеядные - чёрный и бурые медведи, кабаны.)

О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений. (Сообщения учащихся)

Послушайте, первое сообщение о животном, для которого лучшим лакомством является: трава, грибы. Что это за животное? (Лось)

Самым крупным животным зоны лесов является лось. В Сибири его называют сохатым. Уши у лося большие, заостренные. У сохатого хороший слух, он быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли. Он питается листьями и побегами деревьев, а также мхом и лишайниками. Копыта лося широко раздвигаются и помогают ему хорошо передвигаться не только по топким лесным болотам, но и по глубокому снегу.

В настоящее время лосей разводят на фермах и в заповедниках.

Следующее сообщение, о медведе. Его часто называют косолапый.

Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Догадались – это бурый медведь.

В лесной зоне европейской части России, Сибири, Дальнего Востока обитает бурый медведь. С виду он неуклюж, хотя на самом деле очень подвижен и ловок: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и даже плавать. Ходит по лесу он осторожно, почти бесшумно. Название «медведь» связано с тем, что зверь очень любит мед и ведает (знает, где его искать. За ним он залезает на высокие деревья, в дупла, где расположены соты диких пчел, нередко совершает набеги на пасеки.

Днем медведь скрывается в глухих местах тайги и только вечером выходит на поиски корма. Он ест молодые побеги, коренья, луковицы, грибы, ягоды, желуди, орехи. В поисках корма он разоряет муравейники, отдирает кору со старых пней и добывает жуков – короедов и других насекомых. Не откажется медведь и от птичьих яиц и птенцов, мелких грызунов, лягушек. В таежных реках (на Камчатке и Дальнем Востоке) он ловит рыбу.

В прошлом медведи были широко распространены в лесной зоне, но из –за большой вырубки леса, распашки полей и неумеренной охоты в настоящее время их в России сохранилось немного.

Физминутка. Упражнение «Хлопаем-топаем»

Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другой зоны – топаем.

Заглянули мы в леса,

Что за чудо – чудеса.

Белка скачет по деревьям,

Под кустом сидит лиса.

На ветвях сидят пингвины,

Льву большому чешут гриву,

Мышь гоняет кенгуру,

А медведь дерёт кору.

Вот такой весёлый лес,

В нём полным – полно чудес.

Ты за партой не зевай,

Животных леса называй.

Слова для справок: дикие животные, лось, медведь.

Итог урока:

Природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с вами,

Навеки родная земля.

На ней мы с вами родились,

Живем мы с вами на ней.

Так будем же люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Сформировано представление о группировке животных по общим признакам – дикие животные: лось и медведь - дикие животные, живущие в лесу.

Обратная связь:

Что особенно запомнилось вам на уроке?

Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в жизни?

Публикации по теме:

Беседа «Наркотики — путь в никуда» во 2–3 классе коррекционной школы 8 вида Осипова Надежда Васильевна Цели и задачи: Образовательная: расширить и углубить знания о вреде наркомании; способствовать росту самосознания.

Беседа для детей коррекционной школы 8 вида «День защитника Отечества» Беседа «День защитника Отечества»для коррекционной школы 8 вид. 2-3 класс. Цель: расширить знания детей о празднике - Дне защитников Отечества.

Беседа «Я люблю тебя, Россия» для учащихся коррекционной школы 8 вида Беседа «Я люблю тебя, Россия» Коррекционная школа. 8 вид. Осипова Н. В. Цели: развивать у детей познавательный интерес к своей стране; воспитывать.

Конспект интегрированного урока чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Творчество А. С. Пушкина» Интегрированный итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе. Учитель русского языка и литературы МОКУ СКОШ-И №34: Алексеева Нина.

Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы 6 класса развитие с Тмнр и РАС «Насекомые» Тема урока: Насекомые. Класс: 6 Предмет: развитие устной речи на основе изучения окружающей действительности Тип урока: комбинированный.

Практикум для родителей обучающихся специальной (коррекционной) школы «Психомоторика и сенсорное развитие» Практикум для родителей “Психомоторика и сенсорное развитие” Цель: привлечение родителей к развитию у детей сенсорных и моторных функций,.

Сценарий спортивного праздника «Сильные, смелые, ловкие» для учащихся 2–3 классов коррекционной школы VIII вида Ф. И. О. учителя: Умарсаидова Н. Н., Русских С. М. Класс: 2 «А», 3»А» Предмет: физическая культура. Тема урока: спортивный праздник «Сильные,.

Торжественная линейка «День Победы!» для обучающихся 1–9 классов коррекционной школы-интернатаТоржественная линейка «День Победы!» для обучающихся 1–9 классов коррекционной школы-интерната ценарий торжественной линейки, посвященной 9 мая. Для обучающихся 1-9 классов Ведущий: Войны начинаются внезапно. Ходит по границе тишина.

Внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса школы 8 вида «По дорогам сказок» Цель: • повторить изученные сказки • развивать речь, логику, память, смекалку, фантазию • воспитывать любовь к чтению Ход занятия Добрый.

Занятие «Сказочное путешествие» для обучающихся начальных классов школы V вида (игра — путешествие) Занятие «Сказочное путешествие» для обучающихся начальных классов Автор: Савенкова Галина Владимировна, ГКОУ ЛО «.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида
Опубликовано: 10 мая 2019 в 06:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД