Лучший педагог года

Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема

Екатерина Юрьевна Никишенко
Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема

Аннотация. Автор рассматривает формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста как одну из важных проблем. В статье раскрывается взаимосвязь младшего школьного возраста с финансовой грамотностью, так же задачей стоит формирование у детей правильных отношений с финансами.

Публикация «Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема» размещена в разделах

Ключевые слова: финансовая грамотность, младший школьный возраст, педагогическая проблема, современное обучение.

Знания финансовой грамотности играет важную роль в современном мире. На новом этапе развития системы образования ее характерные черты можно считать динамичными, инновационными и интенсивными. Рынок труда ставит задачу формирования активной личности, которая будет обладать знаниями в экономической сфере, будет стремиться к целенаправленной реализации своего потенциала. Все это ставит перед системой образования задачу развития финансовой грамотности детей.

Начиная с младшего школьного возраста дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, развитие финансовой грамотности, основанное на личном опыте освоения элементов начального экономического образования ребёнка в современных условиях, следует рассматривать как фактор социализации, который оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

В современной научно-педагогической литературе большое внимание уделяется проблеме финансового воспитания в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы экономического образования, дети получают первый и существенный опыт элементарных экономических отношений, а так же осуществляется формирование ответственного отношения к деньгам. Знания и опыт, полученные в этот период при изучении основ финансовых элементов, благоприятно влияет на младших школьников и помогает лучше понять и адаптироваться к социальной среде в новых экономических условиях.

В последних научных исследованиях формирование личной финансовой грамотности на этапе младшего школьного возраста определяется как важное направление образования, которое поможет ребёнку быть приспособленным к жизненным ситуациям, стать самостоятельным, правильно ориентирующимся в экономических явлениях, успешным в современных условиях рыночной экономики. Исследования учёных в современном мире указывают на необходимость введения элементов финансового образования в младшем школьном возрасте.

По словам современных психологов и педагогов (Н. Грамма, A. Шатова, И. Стасова, основа для будущей успешной экономической деятельности человека закладывается в детстве [1]. Именно поэтому чрезвычайно важным является воспитание нового поколения, которое будет положительно воспринимать экономическую информацию, адекватно реагировать на общественные изменения, владеть навыками экономически целесообразного поведения. Соответственно, работая с младшими школьниками сегодня в данном направлении, возможно сформировать всесторонне развитую и грамотную личность, которая будет свободно ориентироваться во многих сферах.

В определении составляющих финансовой грамотности младших школьников мы опираемся на научные труды O. Козловой, В. Москаленко, которые выделяют в структуре финансовой грамотности три компонента : когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный [3].

Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста — важная задача современного образования, урегулирование которое помимо введения ребёнка в реальную взрослую жизнь, научить справляться с настоящим, развить финансовое мышление, дать знания о деньгах, рынках, бизнесе, человеческом труде, поможет сформировать деловые качества личности: умение правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать самостоятельно, творчески, а в дальнейшем строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Одновременно обогащается словарный запас детей и начинает формироваться начальная экономическая культура.

Перечислим основные проблемы и противоречия. Отметим, что проблема финансово-экономического воспитания детей младшего школьного возраста, содержит много противоречий:

1. Экономическая сфера жизнедеятельности является привлекательной для младших школьников, но в большинстве школ отсутствует специально организованный процесс экономического воспитания детей.

2. Родители считают необходимой подготовку ребенка к участию в финансово-экономической сфере жизни, но преимущественно считают ответственным за это только школу.

3. Отсутствует взаимодействие между педагогами и родителями с целью формирования финансовой грамотности детей.

Для успешного результата важным является обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей [7].

В связи с развитием экономики в нашей стране сегодня существует неотложная необходимость в развитии финансовой грамотности не только для взрослых, но и для детей. Важной задачей образования в этой области являются необходимые знания, чтобы создать правильный подход к деньгам в молодом поколении.

После вышеизложенного можно сказать, что финансовое образование является важной частью жизни современного человека, которому требуются не только совершенные знания финансовой теории, но и практические навыки и их применение.

Финансово образованный человек может компетентно распоряжаться деньгами, разработать финансовый план, необходимый для достижения целей. Существует три основных источника, чтобы сформировать финансовую грамотность учеников начальной школы : семья, школа, их собственный опыт, которые помогают ребенку найти ценность денег, а также вести правильную речь в обществе. Финансовое образование включает в себя знание денежных отношений (продуктов и услуг).

Список литературы

1. Грамма, Н. Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н. Г. Грамма // Наука и образование - 2016. - № 5. - С. 25.

2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.

3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М. : Педагогика. - Пресс, 2002. - 118 с.

3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М. : Педагогика. - Пресс, 2002. - 118 с.

4. Курак, Е. А Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е. А. Курак - М. : Сфера, 2012. - 80 с.

5. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М. : Юрайт, 2019. 156 с.

6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М. : Юрайт, 2019. 130 с.

7. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - 46 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 20:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД