МААМ-картинки

Формирование функциональной грамотности младших школьников

Инна Александровна Шоронихина
Формирование функциональной грамотности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема работы городского методического объединения учителей начальных классов на 2021 – 2022 учебный год сформулирована следующим образом :

Формирование функциональной грамотности младших школьников через объединение творческих инициатив педагогов и непрерывное совершенствование профессионального учительского мастерства.

Цель нашей работы:

Публикация «Формирование функциональной грамотности младших школьников» размещена в разделах

Совершенствование системы муниципальной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся.

Первым обоснованием выбранной темы послужил:

Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно пятому пункту которого Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:

А) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

В) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект РФ «Образование» выдвигает ряд задач, решение которых поможет обеспечить достижения этих целей. Вот некоторые из них:

5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников…

7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков…

8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов…

10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях… профессионального и карьерного роста.

На пути к поставленной цели нам с вами предстоит решить аналогичные задачи:

• развитие профессионального мастерства педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся;

• совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников;

• тиражирование опыта педагогической деятельности учителей начальных классов по темам самообразования;

• оказание методической поддержки молодым специалистам, учителям, проходящим аттестацию и участвующим в профессиональных конкурсах;

• организация демонстрации авторских разработок, диагностического инструментария, участия в вебинарах и онлайн-конференциях;

• внедрение инновационных образовательных технологий в практику современного преподавания.

Вторым обоснованием выбранной темы стал Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. Согласно части III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования, а именно, пункта 34.2. … в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: …

формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

Сформированностью ФГ занимается и Международная программы по оценке образовательных достижений учащихся в разных странах мира.

Современному учителю необходимо включать в программу саморазвития темы, связанные с формированием функциональной грамотности младших школьников. Ведь изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века? Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т. е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Направленность обучения на обогащение знаниями без развития способности их использовать приводит к одностороннему развитию личности. Анализ достижений младших школьников РФ в соответствии с требованиями ФГОС обращает внимание на недостатки нашего сегодняшнего образования. Большинство выпускников начальной школы недостаточно владеют смысловым чтением, не справляются с задачами на интерпретацию информации, не умеют высказывать предположения, строить доказательства, затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения, отличаются низкой сформированностью умения работать с моделями.

Сложившаяся ситуация - следствие устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70% заданий являются репродуктивными, предполагающими запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.

Изменить ситуацию возможно лишь сформировав в человеке основы ФГ.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, и интересами, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций в различных областях знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общее решение;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Основные направления формирования функциональной грамотности : математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление.

ФГ включает в себя интегративные и предметные компоненты. Сущность интегративных компонентов проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности. Рассмотрим подробнее.

Информационная грамотность включает :

- осознание необходимости расширения своего информационного поля;

- способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;

- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:

- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле : «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Предлагаю вариант задания на формирование читательской грамотности. Работа с абонементом «В театр всей семьёй». Вид текста – НЕСПЛОШНОЙ. Ситуация – ДЕЛОВАЯ.

1 и 2 задания формируют умение находить информацию в тексте, давать ответы на открытые вопросы и устанавливать истину.

3 и 4 задания формируют умение интерпретировать текст.

5 и 6 задания формируют умение рефлексии и оценки.

Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:

- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;

- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр. ;

- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.

Социальная грамотность включает :

- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;

- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;

- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;

- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.

Издательство «Просвещение» предлагает нам Электронный Банк заданий на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов.

Формирование ФГ невозможно без развития в детях креативности.

• Креативность – это смекалка, способность человека в определенных критических случаях находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата;

• Креативность – это смелость при решении задач, с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;

• Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.

• «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

И в заключении. Формируя ФГ, учителю следует быть организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом. А профессиональные умения педагога должны быть направлены на диагностику работы учеников и своевременное оказание квалифицированной помощи по устранению намечающихся трудностей в познании и применении знаний. А эта роль требует от учителя высокого уровня мастерства.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности младших школьников
Опубликовано: 28 декабря 2021 в 07:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной грамотности младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Александровна Шоронихина (УИ 2596566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД