Папки-передвижки

Формирование функциональной грамотности на уроках музыки

Ирина Мещерякова
Формирование функциональной грамотности на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы

(банк заданий)

Формирование функциональной грамотности на уроках музыки

Мещерякова Ирина Алексеевна,

учитель музыки, Асбест, 2022

Актуальность темы обусловлена возникшим противоречием между требованиями стратегии модернизации образования и Национального плана по развитию функциональной грамотности и данными развития функциональной грамотности по результатам проведенных исследований.

Новые глобальные вызовы: раньше это было - предсказуемость, сегодня - неопределенность, противоречивость, альтернативы.

Публикация «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки» размещена в разделах

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут, сказал Аристипп еще 355 в. до н. э. Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения.

Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : - При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:

• глобальную конкурентоспособность российского образования;

• вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Изменение требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания понятия «грамотность».

Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать - писать - понимать - ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.

Происходит попытка предусмотреть интеграцию личности в общество, ее вклад в его развитие, проявление индивидуальности в созидательной деятельности на благо общества. Изменяется назначение функциональной грамотности : она приобретает социально-экономическое значение.

«Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.

Способностью строить социальные отношения.

Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

Итак, функциональная грамотность обучающихся складывается из ключевых образовательных компетенций, среди которых: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная; социально-трудовая; компетенция личностного самосовершенствования.

Данная методическая разработка это обобщение опыта работы по формированию функциональной грамотности на уроках музыки, где мной подобраны задания по теме, которые я использую на своих уроках.

Основная часть

Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», считаю целесообразным описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:

• восприятие музыки и размышления о ней;

• певческая деятельность (хоровая, сольная, ансамблевая);

• активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, разного рода импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные);

• освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной грамоты;

• работа с «текстами» учебников и рабочих /творческих тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими, включая электронную форму учебников (ЭФУ);

• при поиске информации в Интернете, словарях, справочниках на порталах «Культура. РФ», «Культура школьников. РФ», «Российская электронная школа» (РЭШ, «Фольклор. ру» и др. ;

• в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;

• в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

• при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования; при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;

• в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

• при музыкальном самообразовании школьников.

Основная задача, которая стоит перед учителем музыки - создать условия для развития функциональной грамотности, создать такую образовательную среду, которая будет этому способствовать и, поможет овладению коммуникативной, информационной компетентностями. Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках музыки будет эффективным, если внедрять компетентностный подход к обучению:

• изменить методику преподавания, включить в урок различные творческие учебно-игровые и развивающие задания, использовать ИКТ;

• изменить формы организации занятий, шире применять групповые методы обучения, организовывать совместную музыкальную и творческую деятельность;

• использовать различные средства активизации восприятия музыкальных произведений и формировать у учащихся потребности в самовыражении, рефлексии своей деятельности;

• рассматривать любую музыкальную деятельность как совместную творческую деятельность учащихся и учителя (субъектно-субъектная деятельность).

Применение стратегий критического мышления для работы с текстами и рефлексии собственной деятельности.

Согласно исследованиям доктора педагогических наук С. М. Вершловского уже проводятся исследования функциональной грамотности выпускников школ. Разработаны индикаторы функциональной грамотности, причем каждый индикатор включает характеристики умений, раскрывающих его содержание.

1. Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах; (переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы и прочее).

2. Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом; ( 3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный).

3. Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы).

4. Умение осуществлять пробные действия при поиске решения проблемы; (проблемные ситуации на уроке).

5. Умение контролировать ход и результат решения проблемы (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях).

Эти умения являются индикаторами функциональной грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений (Найди лишнее или Пятый лишний, логические цепочки, про-должить ряд, определи жанр музыкального произведения, загадки). Использование элементов стратегий RWST и приемов педагогической техники по А. Гину: составление кластера, инсерт, заполнение таблицы «Знал. Узнал. Хочу знать»,

Использование ИКТ: музыкальные проигрыватели, программы для караоке, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии и обучающие программы.

Изменения в методике:

1. Рассмотрение на уроке музыкальных произведений с определенной нравственно-эстетической идеей (верность, зло, добро).

2. Рассмотрение музыкальных произведений по принципу сходства и контраста.

3. Использование на уроке собственного накопленного учащимися музыкального опыта, создание проблемных ситуаций.

4. При рассмотрении музыкального произведения использовать художественные ассоциации и художественный контекст.

5. Использовать различные варианты исполнения музыкальных произведений, драматургию.

6. Использовать нестандартные формы проведения уроков : урок-сценарий, урок-путешествие, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография, урок в форме рондо, урок-вариация.

7. Использовать различные дидактические игры: «Мир звуков», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в мир Оперы», «Балета» и т. п., приема «Отсроченная отгадка», чтение с пометками на полях, составление синквейна, использование эссе, приема РАФТ, «Да-нетка» и другие, несомненно, помогают развитию функциональной грамотности. Особую роль необходимо отвести в этом перечне приемам смыслового чтения и технике активно-продуктивного чтения текстов на уроках музыки. Такие приемы оказывают влияние на формирование функциональной грамотности учащихся. При этом в арсенале учителя музыки обязательно должны быть технологические приёмы, которые используются в технике активно-продуктивного чтения: Оценка текста, Задай вопрос, Кубик Блума, Аналитик и другие. Применительно к музыке рассмотрим виды грамотности и умения, используемые в практике работы средства формирования. (Приложение 1).

Давайте остановимся более подробно на примерах, которые мною используются в процессе обучения на уроках музыки.

Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия музыки зависит от различных факторов: индивидуальных особенностей ребенка - слушателя и исполнителя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, типа высшей нервной деятельности, от социального окружения, организации музыкальной среды дома и в школе и др.

В процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений, предлагаемых в содержании учебника по музыке происходит освоение закономерностей музыкального искусства : триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, жанры, интонационная природа музыки, особенности формы-композиции, музыкальный язык, приемы развития музыкальных образов, музыка профессиональная и народная, взаимодействие музыки с другими видами искусства и др. Понимание школьниками этих закономерностей, по мнению многих авторов, и будет составлять основу функциональной грамотности школьников.

Можно выделить следующую «цепочку» в освоении главных закономерностей музыки :

ИНТОНАЦИЯ МЕЛОДИЯ ОБРАЗ ЖАНР СТИЛЬ ЯЗЫК.

Так интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений на уроках рассматривается сквозь призму трех взаимосвязанных направлений:

1) накопление интонационного музыкального словаря учащихся («тезауруса»);

2) организация процессов восприятия музыки учащимися на основе принципов целостности, образности, ассоциативности и соответствующей позитивной установки на восприятие музыкального сочинения;

3) отбор методов и приемов интонационно-образного анализа произведений, адекватных его содержательному смыслу, жанровой принадлежности, стилю. Методы и приемы интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений направлены на познание содержания музыкального образа.

Для обеспечения успешности развития функциональной грамотности в процессе восприятия музыки на уроках создаю позитивную установку. Установка может складываться из организационных и методических моментов.

К организационным, в первую очередь, следует отнести установку: слушать музыку в тишине, в атмосфере концертного зала. Среди методических моментов можно выделить слово учителя, настраивающего на внимательное эмоциональное и осмысленное восприятие музыкального сочинения (или его фрагмента, вопросы учителя перед прослушиванием музыки, привлечение ассоциативного ряда - стихов, прозы («крылатых фраз», цитат о музыке и музыкантах, зрительных образов (живопись, скульптура, графика, архитектура, рисунки художников-оформителей учебников и др.).

Размышления о музыке направлены на формирования отношения ребенка к музыке и выработку индивидуального оценочного вербального (речевого) суждения. Следует заметить, что у детей младшего школьного возраста существует конфликт между развитием мышления и речи. Внутренние связи целого схватываются детьми, но передаются, в первую очередь, в таких видах деятельности как игра, танец, рисунок. Словесные характеристики какого-либо явления (в том числе и музыки) не адекватны образно-эмоциональному отклику детей. Поэтому на первоначальном этапе ставится задача максимально развивать речевой словарь младших школьников, учитывая эту особенность возрастного развития.

В практике преподавания музыки формирование речевой (читательской) грамотности обучающихся, как одной из составляющих их функциональной грамотности, рекомендуется использовать несколько методических приемов. Назовём их.

Во-первых, можно предлагать эмоциональные определения характера и настроения музыки, из которых ребенок выбирает те, которые адекватны его собственному чувственному ощущению от той музыки, которую он слушает или исполняет. Поэтому я записываю слова на доске или на цветных карточках (которые размещаются на доске или экране мультимедийной доски). В этом случае возникает ситуация выбора определений, а также их запоминания, что соответствует множественности эмоциональных реакций учащихся.

«Музыка» для 3 класса «Людвиг ван Бетховен» (серия «Перспектива», с. 90 -91) предлагается при ответе на вопрос № 2 (Послушай 1-ю часть Симфонии № 5 Л. ван Бетховена. Какие слова наиболее точно передают ее содержание) выбрать слова из «эмоционального словаря» (с. 90) – героизм, воля, раздумье, мужество, энергия, покой. (Приложение 2).

Во-вторых, при развитии способности размышлять о музыке, основной формой высказываний детей становится диалог-беседа. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них. Вспомним слова известного педагога и ученого Ш. А. Амонашвили, о том, что «вопрос – клеточка любой методики». Вопросы, которые я задаю, должны постоянно сопровождаться звучанием музыки - отдельных интонаций, тем, ритмов, характерных мотивов, сочетания звуков, гармоний, которые помогут углубить представление детей о конкретном музыкальном сочинении. Именно ориентация беседы-диалога на звучащую музыку не позволит превратить урок музыки в урок разговоров о музыке.

Разворот учебника (с. 18 – 19) «Музыка» для 1 класса (серия «Школа России») дает основание выделить такие его содержательные компоненты как стихи (А. С. Пушкин, из народной поэзии, рисунки художника, соответствующие теме – «Музыка осени», а также вопросы и задания для учащихся, в которых подразумевается составление детьми рассказа о том, какая бывает осень, а также прослушивание музыкального сочинения («Осень» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций» к повести А. Пушкина «Метель») и определение средств музыкальной выразительности, сопоставление характер музыки с характером стихов, предложенных на с. 18, разучивание песен об осени (из Хрестоматии музыкального материала для 1 класса – «Скворушка прощается» Т. Попатенко; «Осень, осень», русская народная песня; «Капельки» В. Павленко; «Дождик» О. Юдахиной; «Золотая песенка. Октябрь» И. Якушенко и др., и словесные характеристики собственного настроения при исполнении этих песенных образцов, а также поиск изобразительных моментов в музыке. (Приложение 3).

В-третьих, на последующих этапах обучения, с развитием речевых процессов у детей происходит «сворачивание» диалогического типа высказываний о музыки, и начинает преобладать монологический тип размышлений. Именно монолог способствует развитию оценочных суждений о слушаемой и исполняемой школьниками музыке, проявлению индивидуального стиля мышления. Поэтому я постоянно должна стимулировать учащихся начинать свои размышления с таких выражений как «Мне кажется, что эта музыка…», «Я думаю, что в этом сочинении…», «Я услышал, что композитор…», «Мне понравилось, что…», «Меня удивило то, что…» и т. п.

В-четвертых, в процессе знакомства детей с различными музыкальными произведениями, происходит совершенствование общеучебных умений и навыков, в том числе навыков чтения и письма - учащиеся читают названия произведений (запись на доске, на страницах учебников, тетрадей, определяют и вписывают в свои тетради при ответах на вопросы нужные слова, включая музыкальные термины и понятия.

В-пятых, диагностические вопросы и задания, которые предлагаются моим учащимся в виде самостоятельных и контрольных работ, тестов, также направлены на то, чтобы они самостоятельно их читали, запоминали написание музыкальных терминов, производили их выбор в зависимости от усвоенных ими закономерностей музыкального искусства.

Все основные категории и понятия музыкального искусства, с которыми учащиеся знакомятся в процессе музыкального образования, представлены в учебниках в виде словаря (по низу разворотов, или с выделением этих терминов крупным шрифтом в основном тексте, или - в углу правой страницы, и что, особенно важно, без расшифровки их значений.

Так в учебнике «Музыка для 4 класса (серия «Школа России») в разделе «День, полный событий» на развороте «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» (с. 38 – 39) предлагается очень короткий текст, включая фрагмент пушкинского стихотворения, репродукция картины В. Попкова «Осенние дожди. Пушкин», главные мелодии тех сочинений, которые рекомендуется вокализировать с учащимися, а затем прослушивать в записи или в исполнении учителя («Осень», «Пастораль» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций» к повести А. Пушкина «Метель»; «Осенняя песнь» (Октябрь) П. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», вопросы и задания для учащихся, которые позволяют углубить ассоциативные связи музыки с литературой и живописью, практическая реализации образов в пластическом интонировании, а также новые термины и понятия – пастораль, лирика. (Приложение 4).

Функциональная грамотность учащихся, связанная с осмысленным чтением на уроках музыки, формируется в процессе работы с текстовыми материалами учебников. Здесь используются следующие методы и приемы обучения:

• чтение информационных текстов учебника (вслух, «про себя», выделение в них ключевых слов и фраз с целью осознания их главных идей, смыслов, содержания;

• чтение текстов учебника учащимися «по цепочке» с комментариями учителя или одноклассников, актуализирующими их жизненно-музыкальный и эмоциональный опыт;

• составление устного/письменного плана прочитанного текста с целью осознания его содержания, понимания последовательности изложения информации;

• освоение литературных текстов учебника (поэзия, проза, поиск соответствия образа литературных сочинений образному строю музыки, выделение сходных и различных средств художественной выразительности;

• использование метода «тождества и контраста» в процессе поиска художественных аналогий; самостоятельный подбор литературных сочинений к музыкальным образам (из учебника «Музыка» или других источников - учебники по другим предметам, книги для внеклассного чтения, школьная или домашняя библиотеки, сеть Интернет);

• использование литературных образов учебника (включая эпиграфы) в качестве установки на восприятие незнакомых сочинений; осознанное понимание текстов заданий из учебников и тетрадей на основе множественности трактовок музыкальных сочинений;

• работа с литературными текстами, формулировками вопросов и заданий в процессе диагностики успешности усвоения учебных тем, разделов учебников;

• расширение речевого и эмоционального словаря учащихся при размышлениях об услышанной и исполняемой музыке с использованием ключевых слов текста учебника;

• развитие умений составлять короткие сценарии театрализаций, музыкально-литературных композиций;

• использование литературных, художественных ассоциаций в процессе разработки, защиты исследовательских и творческих проектов;

• работа с «Музыкальным словарем» в рабочих тетрадях, применение навыков письменной речи при выполнении заданий, составлении афиш, программ концертов и т. п.

Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач, формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.

Один из педагогических приемов формирования функциональной грамотности "Преобразование и интерпретация текста" может быть положен в основу при работе вокально - хоровой и вокально - исполнительской.

Ведь основа любой песни - текст, положенный на музыку. Важно заранее оценивать содержательную составляющую текста, выбранного к разучиванию вокального произведения. Тогда на уроках музыки, как и на уроках литературы, свободно будет прослеживаться концептуальная, фактурная и подтекстовая составляющая литературного произведения.

Другими словами, функционально грамотный человек/обучающийся способен видеть не только то, о чем явно говориться в тексте, но и умеет выделить в прочитанном главное, может изложить краткое содержание текста, составить по тексту таблицу, план или схему.

Рассмотрим приемы формирования функциональной грамотности на примере работы над текстом песни "Спасибо за небо" в процессе вокально - хоровой деятельности. Песня Андрея Попкова выбрана к разучиванию в преддверии приближающегося празднования Дня Победы 9 Мая.

Также мною разработаны и используются в работе по формированию функциональной грамотности материалы для 5-8 классов представленные в приложениях.

Таким образом, формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:

• усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития;

• технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии.

Функциональная грамотность - основа жизненной и профессиональной успешности выпускников.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Музыкально-творческая деятельность на уроках музыки Музыкально творческая деятельность на уроках музыки- Добрый день, уважаемые коллеги! -Как у вас сегодня настроение? -Пусть хорошее настроение.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности на уроках музыки
Опубликовано: 4 февраля 2023 в 15:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мещерякова (УИ 2664322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД