МААМ-картинки

Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)

Наталья Орлова
Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.).

Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)» размещена в разделах

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетики) и смысловой стороне (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [39,19].

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р. Е. Левиной. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии в тех случаях, когда выявляются недостаточность лексико-грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии [30, 67].

Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций [29].

Большая роль в возникновении общего недоразвития речи принадлежит генетическим факторам. Речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий. Возникновение обратимых форм ОНР может быть связано с неблагоприятными условиями окружения. Наиболее часто имеет место сочетание последовательной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка [54, 70].

Понимание причин, вызывающих общее недоразвитие речи, процесса усвоения структуры родного языка детьми с различными отклонениями в речевом развитии обеспечивает специалисту выбор наиболее рациональных и эффективных путей преодоления у них общего недоразвития речи.

У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям, недоразвита связная речь (В. К. Воробьева, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.).

Таким образом, ведущими признаками общего недоразвития речи являются : позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.

Существует два подхода к классификации общего недоразвития речи.

Первый подход – психолого-педагогический, был предложен Р. Е. Левиной. В рамках этого подхода выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР [30] :

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.

Второй уровень речевого развития характерен тем, что кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей, вносящих соответствующие пояснения в их речь.

Эта классификация была дополнена в 2001 году IV уровнем (Т. Б. Филичева) – нерезко выраженное недоразвитие речи.

Второй подход – клинический представлен в работах Е. М. Мастюковой. Она рассматривает общее недоразвитие речи трех уровней [41] :

I. Неосложненный дизонтогенетический вариант ОНР.

II. ОНР в сочетании с рядом неврологических и патопсихологических нарушений осложненный вариант ОНР.

III. ОНР вследствие моторной алалии речи является ведущим дефектом и при моторной алалии, и при дизартрии.

Моторная алалия специфическое речевое недоразвитие, которая по терминологии ряда зарубежных авторов, обозначается как «афазия развития» или «врожденная афазия».

При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.

Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи фо-нематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

В дошкольном возрасте при моторной алалии отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Эта особенность определила название данного дефекта речи на основе предположения, что в его основе лежит недостаточность моторного звена речевой системы, в частности речевого праксиса.

Характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов. Искажения слоговой структуры слов в основном идут за счет ее упрощения опускания звуков и слогов, перестановок, замен.

Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. При этом чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.

Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Дизартрия нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:

• псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;

• дистония непостоянный, меняющийся тонус;

• синкинезии, т. е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.

Выделяют следующие формы дизартрии : бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую, мозжечковую, корковую.

Речь невнятная, нечеткая, малопонятная, что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных. Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий, изменением тембра (глухостью, назализацией, мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций). Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Наряду с речевыми нарушениями и особенностями формирования высших психических функций, для детей с общим недоразвитием речи III уровня характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Большие трудности испытывают при выполнении движений по словесной инструкции [32].

1.3 Особенности становления графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В своем исследовании В. П. Дудьев, отмечает у детей с общим недоразвитием речи III уровня выраженность недостаточного развития движений кистей и пальцев рук. Наиболее низкие показатели имели пробы на динамическую и реципрокную координацию, переключаемость, дифференциацию и ритмичность движений, что свидетельствует о значительном несовершенстве моторики рук по этим параметрам. Так же несформированность тонких движений рук проявлялась в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в изолированном характере их работы, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений, в трудностях выработки «кинестетической мелодии» двигательного акта [19].

По данным проведенного исследования Т. П. Буцыкиной и Г. М. Вартапетовой, 33% школьников с ОНР III уровня испытывают незначительные затруднения кинестетической и кинетической организации движений, 41% имеют выраженные нарушения моторной сферы [11].

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части. Отмечается недостаточная координация п альцев, кисти руки, несформированность всех компонентов моторики (артикуляционной, тонких движений рук, грубой, проявляется несовершенство организации движений на различных уровнях, трудности регуляции и контроля двигательного акта, так же обнаруживается замедленность или застревание на одной позе.

Все вышеперечисленные нарушения, осложняют учебный процесс младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня. Как указывает Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева, нарушения зрительного восприятия у младших школьников ведут к трудностям выделения фигур, цифр, букв, соотношения их частей, определения величины, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов. При этом авторы отмечают, что несформированность зрительного восприятия обычно заключается в том, что, это дефицит не отдельно взятой моторной или зрительной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций. Как следствие, у школьников с ОНР наблюдается несовершенство зрительно-двигательной координации [5].

Недостаточное развитие мелкой моторики рук, несовершенная координация движений, неполноценность пространственного анализа и зрительно-моторной координации, приводят к нарушению графомоторного навыка младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Так, в ходе исследования письменных работ детей с ОНР III уровня, О. Б. Иншаковой и Т. Ю. Обнизовой, были выявлены моторные ошибки: ошибки кинестетического запуска, графический поиск при написании букв, лишние элементы при воспроизведении букв, не дописывание элементов букв, персеверации букв. Следующую группу ошибок представляли оптико-моторные ошибки: смешения оптически сходных букв, неточность передачи графического образа буквы, неадекватное начертание букв. И в последнюю группу ошибок входили регуляторные ошибки: смешения на письме букв е-ё, и-й [37].

Л. И. Белякова, О. Б. Иншакова, и Н. Л. Немцова в своем исследовании, выявили графические ошибки, проявляющиеся в реверсиях формы букв, порядка букв в слове, направления выполняемой графической деятельности.

Следствием нарушения графомоторной деятельности школьников, является появление графических ошибок на письме. Л. И. Белякова, О. Б. Иншакова, И. Н. Садовникова, выделяю зеркальное письмо, замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов; нарушение качественной стороны графического навыка : ширины, высоты и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; чрезмерный наклон вправо или влево; разнонаправленность наклона; несоблюдение расположения букв по линиям строки; полная неразборчивость почерка, вычурность, ломаность, угловатость письма.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Анализ данных психолого-педагогической литературы по изучаемой нами проблеме позволил сделать следующие выводы.

Обучение графомоторным навыкам в школе это продолжение и развитие очень сложного и многогранного физиологического, психолого-педагогического процесса, который начинается в раннем детстве.

Формирование навыков графического письма в начальной школе длительный и сложный процесс. Она сложна как по структуре самого акта письма, так и по структуре формирования навыка, а также по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В процессе школьного обучения проводится динамика развития графомоторных навыков учащихся. Устанавливаются связи между визуальным и мышечным контролем движений. В целом процесс укрупнения движений, их ритмизации происходит очень медленно, в течение многих лет.

Возраст 6-8 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.

Имеющиеся нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня влияют на различные аспекты развития детей : снижается познавательная активность из-за вторичных нарушений высших психических функций – это сказывается на успеваемости детей в учебном процессе и на усвоении учебного материала; наблюдаются особенности в коммуникативной деятельности, что отражается на нарушениях межличностного общения между сверстниками и формировании личности в целом.

Именно поэтому, дети с общим недоразвитием речи, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии.

Таким образом, графомоторная деятельность требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графомоторными навыками.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)
Опубликовано: 7 июля 2022 в 16:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД