МААМ-картинки

Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) глава 1 п.1.1

Наталья Орлова
Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) глава 1 п.1.1

Исследование на тему:

Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития) в процессе обучения письму в общеобразовательной школе

Автор: Орлова Наталья Александровна

Челябинск

2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 6

Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) глава 1 п,1,1» размещена в разделах

1.1 Онтогенетические особенности формирования графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста 6

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 17

1.3 Особенности становления графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 22

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 26

2.1 Методики изучения графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 27

2.2 Состояние графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37

2.3 Содержание логопедической работы по формированию графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 42

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных составляющих процесса письма является графомоторный навык. Проблема овладения учащимися графомоторного навыка письма занимает особое место в системе подготовки и обучения ребёнка в школе. Связано это с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.

Большие трудности в учебном процессе испытывают младшие школьники с общим недоразвитием речи. Такие дети попадают в группу риска по возникновению дисграфии частичного расстройства процесса письма, проявляющегося в специфических и стойких ошибках, обусловленного несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы письмо (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Г. В. Ястребова).

У детей с общим недоразвитием речи графомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.

Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы Безруких М. М., Ботвинникова А. Д., Илюхина В. А., Е. В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием методических рекомендаций по формированию графо-моторного навыка детей с нарушением речи занимались Т. В. Астахова, С. Н. Лысюк, Т. П. Буцыкина, Н. Н. Волоскова и другие.

Нарушение графомоторного навыка у детей с общим недоразвитием речи приводит к появлению графических ошибок на письме, как следствие, снижая школьную успеваемость и осложняя учебную деятельность ребёнка. В настоящее время современная школа предъявляет высокие требования к детям, поэтому выбранная нами тема: «Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня в процессе обучения письму в общеобразовательной школе» является актуальной.

Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать содержание логопедической работы по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения письму в общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс формирования графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недoразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: специфика содержания логопедической работы по формированию графoмoтoрных навыкoв у детей младшегo шкoльнoгo возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения письму в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить состояние графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения письму.

3. Определить методы и приёмы формирования графо-моторных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования:

– теоретические (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования);

– эмпирические (наблюдение, беседа, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент);

– методы количественного и качественного анализа и обработки полученных результатов.

Экспериментальная работа по формированию графомоторных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня проводилась на базе. В ней принимали участие 10 детей изучаемой категории.

Данная квалификационная работа состоит из введения двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

1.1 Онтогенетические особенности формирования графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста

Графо – (в переводе с греческого от глагола «graphein», «чертить, царапать, изображать писать») – составная часть сложных слов, означающая «относящаяся к письму» [8].

Моторный – двигательный, приводящий в движение [8].

Исходя из определения, данного Н. Г. Агарковой, графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [1].

По мнению Н. Г. Агарковой графический навык вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

А. К. Аксенова отмечает, что графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное, а с другой как, двигательное [2].

Данный автор подчеркивает, что письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.

Такими специалистами, как А. Г. Зикеев, Е. А., Кинаш, А. Р. Лурия, указывается, что графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Так, А. Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом состоит специфика и сложность их формирования. При этом подчеркивается, что графические навыки формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи [43].

М. М. Безруких пишет, что графо-моторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения [6].

Правильно сформированный графо-моторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графо-моторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Процесс формирования графо-моторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Как отмечает И. Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [52].

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы ученик был готов овладеть этим навыком. В то же время у любого навыка есть свои специфические области, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может быть сформирован только на основе другого еще, который уже значительно сформирован.

Из анализа работ Г. А. Волосковой, М. Ю. Горбачевской, О. В. Елецкой, М. Г. Храковской следует, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия, зрительно-пространственных представлений, сомато-пространственных ощущений своего тела в пространстве, пространственных представлений «левого» и «правого».

Е. В. Гурьянов, М. М. Безруких, Е. В. Новикова отмечают, что важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графомоторных навыков, является зрительно-слухомоторная координация. Авторы, исследуя процесс образования системных связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, доказали, что они зависят от сформированности :

зрительного и двигательного контроля (зрительно-моторной координации);

координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);

пространственного восприятия (поля зрения – целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);

пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);

чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);

«ручной умелости» (развитой мелкой моторики);

необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций);

зрительного внимания.

Е. В. Гурьянов, М. М. Безруких, Е. В. Новикова утверждают, что не менее важным условием для овладения деятельностью письма является развитость двигательной сферы, различных видов праксиса; сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций [2; 14].

Т. П. Буцыкина, Г. М. Вартапетова классифицируют графомоторные навыки на следующие группы :

1. Мелкая мускулатура пальцев (сила пальцев и быстрота их движений).

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору направлений).

3. Рисование (штриховка по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов с натуры; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями).

4. Графическая символика (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Таким образом, графомоторные умения – освоенный способ выполнять определенное положение и движения пишущей руки, который позволяет изображать письменные знаки и их соединения.

Обобщив литературу выделим группы графомоторных умений :

1) умения удерживать пишущий инструмент, соблюдая необходимый угол наклона; определенное положение корпуса, рук, т. е. устойчивое сохранение правильной позы у пишущего или рисующего ребенка;

2) умения, связанные с выработкой качества движения:

– умение произвольно регулировать силу нажима;

– умение произвольно изменять амплитуду движения (размах движения);

– умение изменять скорость движения (его замедление и ускорение);

– умение прекращать движение в нужной точке;

– умение ритмично проводить при повторах однородные движения;

3) умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, величины, пропорций) :

– умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге, и наоборот);

– умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);

– умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине;

4) умения выполнять графические движения с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Овладение графомоторным навыком является трудоемким и длительным процессом, который многим детям дается нелегко. Процесс написание отдельной буквы – это процесс запуска сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие.

Как указывает М. Г. Храковская, при написании буквы, сигналы к действию алгоритма последовательных моторных действий идут из центра к периферии, то есть из коры головного мозга к мышцам кисти руки. При написании одной буквы этих центральных сигналов подается столько, сколько у буквы элементов [46].

Конечная цель формирования двигательной стороны графомоторного навыка, по мнению Т. В. Ахутиной, состоит в выработке быстрых и плавных, ритмических, колебательных движений кисти, на которые накладываются дополнительные микродвижения, в соответствии с каждой отдельной буквой. Двигательный навык письма, в отличие от навыка чтения, не может быть сформирован за три года начального обучения. Для этого требуется семь-девять лет обучения. Скорописным, беглым, устоявшимся почерком, орфографически-грамотным письмом, школьники овладевают лишь к концу восьмилетней школы, и не все в одинаково удовлетворительной мере [4].

Таким образом, по мнению ряда ученых М. М. Безруких, Е. Д. Мирошниченко, В. А Илюхиной и др. графический навык является определенным привычным положением и движением пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Илюхина В. А. отмечает, что графомоторные навыки являются составной частью мелкой моторики человека. Овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики (работы Г. А. Волосковой, М. Ю. Горбачевской, О. В. Елецкой, М. Г. Храковской). Не сформировавшийся графомоторный навык может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, почти многие мышцы тела. Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений: зрительно-пространственных; сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве; пространственного представления «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения графомоторным навыком является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); развитость слухомоторных и оптико-моторных координаций [44].

М. М. Кольцова отмечает, что мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенчества на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, держать правильно кисточку и ложку. В дошкольном и младшем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [19].

М. М. Кольцова приходит к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [19].

В период раннего и дошкольного детства, отмечает Л. В. Лопатина, ребёнок при благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения в школе навыков письма. Он овладевает движениями, необходимыми для лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. Позже ребёнок узнаёт смысл письма как средства общения между людьми и как способа фиксации мыслей; знакомится с фонетическим принципом письма, учится выделять звуки в словах и обозначать их печатными и рукописными знаками на письме. Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование относящихся к письму слуховых, зрительных и кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей [31].

Формирование графомоторных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов Б. В. Зейгарник, Т. А. Артемовой, Т. В. Астаховой, Е. В. Гурьяновой, А. Р. Лурия и др., значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает в руку ребенка ручку и показывает, как правильно надо писать букву [13; 14; 23].

Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя свои действия, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма [13; 25].

Исследованиями Е. В. Гурьяновойи А. Р. Лурия доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон [14; 23].

Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму важно учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Это особенно важно и требует от педагога глубоких психологических знаний [2; 7].

По мнению Т. В. Астаховой, уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги [35].

Е. Н. Российская, подчёркивает, что младший школьный возраст связан с предстоящим развитием и перестройкой интеллектуальной работы ребёнка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы тела и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей и стоп. Неразвитая и не до конца сформировавшаяся костно-мышечная система не даёт ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и четкие движения руками [35].

Но дело не только в костно-мышечной системе. Скоординированные движения рук, по мнению Л. В. Жидковой, требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Клетки коры головного мозга, в частности двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие клетки, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости коры головного мозга, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития [16; 18].

По мнению А. Н. Корнева, формирование графомоторного навыка зависит не только от качества движений кистей и пальцев рук, координации и точности движений, тренированности мышц, но и от уровня развития пространственных представлений, двигательной и зрительной памяти, психических процессов внимания. Освоить каллиграфию помогает способность к сравнению, наблюдению, творческому воображению, а также интерес ребенка к работе, его аккуратность, усидчивость [37].

Р. Д. Триггер, Е. В. Владимирова, Т. А. Мещерякова отмечают, что работу по подготовке ребенка к обучению письму следует начинать еще в добукварный период обучения грамоте [40].

Г. Г. Мисаренко отмечает, что развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, координации и точности движений, но также от уровня сформированности психических процессов зрительной и двигательной памяти, внимания, пространственных представлений [28].

В научных работах как отечественных, так и зарубежных авторов отмечено, что первоклассники часто страдают нарушением деятельности кисти. Недостаток ее развития, по мнению Г. Г. Мисаренко, препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, и, несомненно, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Поэтому для первоклассников огромное значение имеет проведение последовательной работы по развитию пространственных представлений, по целенаправленному развитию координационных способностей и мелкой моторики [28].

Графомоторные навыки ребёнка формируются в онтогенезе постепенно. Их развитие представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребёнку в развитии графомоторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным.

Таким образом, несформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку младшего школьного возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения. Дети в процессе освоения грамоты часто сталкиваются с трудностями в написании букв. Они очень напряжены и держат ручку неправильно. Крючки, петельки оказываются неровными, нажим неравномерным, линии «дрожат», пишут не на рабочей строке, буквы выходят разного размера, не выдерживают расстояние между буквами.

Изучив и проанализировав научно-методические источники по теме исследования, нами выделены следующие параметры сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста :

1. Метрические характеристики: полностью выдержан размер и сохранены пропорции элементов.

2. Топические (локальные) характеристики: все детали сохранены, их расположение не нарушено.

3. Стратегия выполнения: последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы, которая потом последовательно заполняется деталями

4. Скорость выполнения: умеренная, задание выполняется за предложенное время

5. Сила нажима: нажим нормальной (средней) силы.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) глава 1 п.1.1
Опубликовано: 7 июля 2022 в 16:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД