МААМ-картинки

Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня). Заключение

Наталья Орлова
Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня). Заключение
▼ Скачать + Заказать документы

2.3 Содержание логопедической работы по формированию графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Педагогический эксперимент проводился на базе, в исследовании участвовали обучающиеся первого класса в составе семи человек с ОНР III уровня, у которых на констатирующем этапе исследования с помощью диагностических методик и письменного диктанта был выявлен низкий уровень сформированности графомоторного навыка. Для данной экспериментальной группы была разработана коррекционная работа, которая проводилась в течение шести месяцев, по три занятия продолжительностью один академический час в неделю.

Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня), Заключение» размещена в разделах

На основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, для детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционные логопедические занятия логопед осуществляет во внеурочное время с учётом режима работы общеобразовательного учреждения.

Темы занятий логопед согласовывает с учителем в соответствии с календарно-тематическим планированием.

При построении коррекционной логопедической работы, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Учет результатов диагностических сведений для определения путей коррекционной работы.

2. Систематическая работа по формирование графомоторного навыка.

3. Поэтапная работа по формированию графомоторного навыка.

4. Повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Помимо осуществления коррекционных занятий логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся, в определении причин неуспеваемости и даёт рекомендации по их преодолению.

С учетом результатов диагностических данных нами определены задачи:

развитие у детей мелкой моторики,

развитие зрительно-пространственного восприятия,

развитие зрительной и моторной координации,

автоматизация графомоторного навыка на уровне буквы, слова, предложения.

А также нами определены основные методы и приёмы, учитывающие общедидактические и специальные принципы логопедической работы:

принцип воспитывающего обучения предполагает, что, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, мы воспитываем в них такие качества, как аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, а не только письменной, уважительное отношение к труду, способствуем их эстетическому воспитанию;

принцип систематичности и последовательности обеспечивает введение работы от занятия к занятию по всем этапам и направлениям к поставленной цели;

принцип доступности предполагает подачу используемого материала в доступной для детей форме;

принцип наглядность особенно важный в формировании графомоторного навыка, подразумевает демонстрацию процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применение таблиц, трафаретов и других пособий. Невозможно развить графические навыки, давая только устные указания, так как способ подражания и копирования образцов хорошего письма является одним из основных путей формирования графомоторных навыков;

принцип сознательности и активности предполагает, что навыки, приемы, привычки, которые формируют, должны быть разъяснены ученикам в доступной для понимания форме. Сознательному усвоению графических навыков способствует умение детей замечать и исправлять свои и чужие ошибки;

принцип прочности усвоения предполагает, что для автоматизации графомоторного навыка большое значение имеет принцип прочности усвоения программы, который осуществляется в основном в упражнениях. При этом упражнения должны быть осознанными, посильными, разнообразными и результативными;

принцип индивидуальности и дифференциального подхода предполагает, что, формируя у детей графомоторный навык, хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей (дальнозоркость, близорукость и т. д., отмечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки во время письма и др.). Такое знание возможностей учеников позволяет правильно организовать коррекционную логопедическую работу, подобрать индивидуальные задания, для учащихся учитывая их индивидуальные особенности, и дать конкретные рекомендации родителям;

Данные принципы позволяют правильно выстроить логопедическую работу по формированию графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня в процессе обучения письму и усилить её коррекционный эффект.

Содержание логопедической работа предусматривает постепенное усложнение методов и приёмов коррекционной работы, но с обязательной опорой на то, что у ребёнка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.

Методы и приёмы, направленные на развитие метрических характеристик и ритмизации (размер и пропорции изображения).

Состоятельность данного параметра влияет на сформированность зрительно-моторной координации.

В эту группу включены упражнения на обводку и штриховку, выполняющиеся по принципу возрастающей трудности. Для обводки и штриховки на начальном этапе используются геометрические фигуры (круг, квадрат); далее для обводки и штриховки предлагаются сложные фигуры различных предметов. На данном этапе предлагаются задания: провести фигурные дорожки, соединив линию штриховки, без отрыва карандаша от бумаги.

При штриховке и обводке на начальном этапе необходимо обратить внимание обучающегося на то, чтобы линии не пересекали линии контура, учащийся проводил линии без отрыва карандаша от бумаги. Во время штриховки, необходимо следить за плотностью штриховки, указывая на «рыхлость» штриховки и не заштрихованные места, а, также, отработать навык выдерживания направления штриховки: горизонтальный, вертикальный и наклонный, следить за точностью выполнения.

После того как ребёнок научится достаточно хорошо обводить и штриховать геометрические и сложные фигуры параллельными линиями в различных направлениях, можно предложить такие задания: заштриховать готовый шаблон буквы волнистыми, круговыми линиями и петлями в различных направлениях, а, также, заштриховать карандашом плоскую форму буквы (линии, и направление ребёнок выбирает сам). Обвести карандашом слово, вложенное в файл (или на рисунок, сположенным на на него калькой, и прочитать.

Буквы в задание включить те, которые ребёнок изучает на данный момент, автоматизируя графомоторный навык на уровне буквы и слова.

Задания на обводку и штриховку, направленные на развитие метрических характеристик и ритмизации, представлены в приложении (Приложение № 2).

Методы и приёмы, направленные на развитие топологических (локальных) характеристик.

Оптико-пространственная ориентация обусловлена топологическими характеристиками, стратегией деятельности (наличие всех частей рисунка, положения деталей рисунка относительно друг друга, расположение деталей в пространстве).

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребёнка с ОНР III уровня ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем что, формы букв определяется не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

На начальном этапе необходимо предложить ребё нку такие упражнения как: найти в клетке центр, углы, правую и левую сторону, верх и низ; найти верхний левый угол и нарисовать там треугольник, найти верхний правый и нарисовать там круг, найти нижний левый угол и нарисовать там квадрат, а в нижнем правом – звездочку; дать ребёнку половину листа в узкую линейку, попросить сосчитать дорожки, каждую из них раскрасить и обвести по краям.

Данные задания предлагаются ребёнку с целью закрепления клеточного и строчного микропространства. Такие упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки, уменьшая общее напряжение руки и тела. Изначально упражнение выполняется, ориентируясь на показ взрослого, затем лишь по словесным инструкциям.

После того, как ребенок усвоил ориентировку на плоскости и запомнил слова право, лево, вверх, вниз, можно предложить такие задания: продолжить незаконченное изображение по клеткам, по заданному образцу. Под диктовку провести линию следующим образом: 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2клетки влево. Под диктовку, от заданной точки нарисовать по клеткам графический рисунок. Скопировать шесть графических фигур по образцу, далее по памяти.

Задания и упражнения, направленные на развитие топологических (локальных) характеристик представлены в приложение (Приложение № 3).

Методы и приёмы, направленные на развитие координаторных характеристики (соблюдение строки, плавность, чёткость и точность выполнения линий).

На начальном этапе, предлагаются упражнения на определение границ строки, такие как: провести линию посередине фигурной дорожки. Провести линии, не выходя за контур, по широкой прямой дорожке, по узкой прямой дорожке. Посмотреть на тетрадный лист и в начале каждой рабочей строки поставь красную точку. Провести линию посередине строки, не съезжая с неё и не отрывая карандаша от бумаги.

Далее необходимо включить задания на рисование линий, зигзагов, полуовалов, овалов определённой величины. Прописывая зигзаги, закреплеятся умение свободно передвигаться по строке. Выполнение этих элементов будет способствовать определению ширины элементов и букв, а также отработке сложно координированных поворотных движений в разных направлениях.

Далее нужно включить упражнения на прописывание самих букв, слов и простых предложений. На этом этапе детям с ОНР III уровня очень важно дать достаточное количество времени для выполнения графического задания. Спешка при написании может привести к понижению графических элементов и цель коррекционной логопедической работы не будет достигнута.

В дальнейшем, при усвоении детьми написания элементов букв и самих букв, необходимо стремиться к выполнению задания в более быстром темпе. Можно использовать игровое упражнение «Песочные часы», где ребёнку предлагается списывание не большого текста за определённый промежуток времени.

Упражнения и приёмы на развитие координаторных характеристик представлены в приложение (Приложение № 4).

Методы и приёмы, направленные на развитие устойчивости выполнения программы, контроля деятельности и возможности переключения.

Состоятельность данных параметров формирует возможность устойчивого следования усвоенной программе; возможность контролировать собственные действия и возможности переключения

В данную группу включены задания такие как: нарисовать у зонтика в горошек ручку в виде крючка, а у другого зонтика ручку в виде прямой линии, нарисовать у клоуна, который смеется, нос в виде петельки, а у грустного – нос в виде прямой палочки, зачеркнуть все (буквы Е) в бланке с рядами расположенных в случайном порядке букв.

Далее предлагаются задания в «шуме» такие как: закрась в зашумленной картине все треугольники. Здесь тренируются навыки целостного осознания, и отрабатывается умение выделять предмет из шума. Тем самым развивается очень важное свойство зрительного восприятия его помехоустойчивость. Далее усложняя задание, необходимо предложить определить зашумленную букву; наложенные друг на друга буквы; буквы «химеры»; назвать, какие буквы и цифры написаны неправильно и зачеркнуть их; срисовать с образца такие же фигуры, но сначала обвести несколько раз образцы.

Упражнения и задания направленные на развитие устойчивости выполнения задания, контроля деятельности и возможности переключения представлены в приложении (см. Приложение № 5).

Методы и приёмы, направленные на развитие стратегии деятельности (последовательность выполнения действий).

На начальном этапе предлагается ребенку выполнить задания такие как: дорисовать вторую половину изображения; дорисовать недостающие части изображения; буквы; слова. Данные упражнения служат для развития зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и для связи слухового анализатора и зрительного.

Далее предлагается выполнить упражнение: дорисовать сюжетную картину.

Задание направленные на развитие стратегии деятельности представлены в приложении (Приложение № 6)

Методы и приёмы, направленные на развитие скорости выполнения и силу нажима.

Скорость выполнения является технической характеристикой, при которой учитывается скорость, с которой ребёнок выполняет задание, то есть точно укладывается в предложенное время, или выполняет задание медленно, и ему требуется больше времени для полного завершения задания.

Сила нажима является технической характеристикой, с помощью которой оценивается то, как ребёнок нажимает на карандаш при выполнении задания, учитывается выраженность линий.

Формирование моторного компонента отражают сила нажима, скорость выполнения, а также показания метрических и координаторных параметров.

Для формирования и закрепления данных навыков необходимо выполнить такие задания как: обвести рисунок по пунктирным линиям, и раскрасить; обвести рисунок по линии, не отрывая руки (в обычном темпе, под заданный ритм).

Далее предлагается скопировать понравившийся рисунок на прозрачную бумагу или кальку (в обычном темпе, с ограничением во времени).

Задания и упражнения на развитие скорости выполнения и силы нажима представлены в приложение (Приложение № 7)

В каждое коррекционное логопедическое занятие с детьми младшего школьного возраста рекомендуется включать комплекс пальчиковой гимнастики, которая будет способствовать развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук и помогать включению в процесс работы, и в середине занятия чтоб помочь ребёнку расслабить кисти и пальцы рук и снять общее напряжение (Приложение № 8).

Мы провели диагностическое исследование детей первого класса с ОНР III уровня, которое показало достаточно низкий уровень сформированности графомоторных навыков. На основании полученных результатов была разработана коррекционная работа, включающая в себя методы и приёмы формирования графомоторнвх навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня. Считаем, что предложенная коррекционная программа будет способствовать формирования графомоторных навыков у младших школьников с ОНР III уровня.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Организация исследование проводилось на базе. Для проведения экспериментального обследования была сформирована группа учащихся первого класса в составе семи человек с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией и алалией.

Для исследования графомоторных навыков у младших школьников с ОНР III уровня нами была применена методика Д. Элтон, Д. Тейлор и диагностика графомоторных навыков в процессе письма под диктовку (букв, слогов, слов, текста) и списывание И. Н. Садовниковой.

2. Результаты диагностического исследования показали достаточно низкий уровень сформированности графомоторных навыков у младших школьников с ОНР III уровня.

3. Для данной экспериментальной группы была разработана коррекционная работа, которая предполагала проведение по три занятия в неделю, продолжительностью один академический час.

На основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, для детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционные логопедические занятия логопед осуществляет во внеурочное время с учётом режима работы общеобразовательного учреждения.

Также, для успешного формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня необходимо включения в коррекционную работу классного руководителя и родителей детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей, имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей с общим недоразвитием речи III уровня постоянно увеличивается, то проблема коррекции и развития у них графомоторных навыков довольно актуальна. Если своевременно не проводить коррекционное воздействие по формированию графомоторного навыка младших школьников, нарушение данного компонента проявляется в ошибках на письме, что, в свою очередь ведёт к снижению успеваемости. Поэтому, регулярная и систематическая коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графомоторной деятельности просто необходима для детей с общим недоразвитием речи.

В процессе экспериментальной работы, мы изучили особенности развития графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, определили влияние общего недоразвития речи на формирование графомоторной деятельности у детей с речевым нарушением, нами была исследована взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики, зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и уровнем сформированности графомоторного навыка, были обобщены методы диагностики кинестетического праксиса, зрительно-моторной координациии зрительно-пространственных операций; была создана и апробирована система коррекционной работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Диагностическое обследование младших школьников с ОНР III уровня показало низкий уровень сформированности графомоторных навыков.

На основании полученных результатов диагностического обследования нами была разработана коррекционная работа с данной группой детей, которая проводилась не только с учителем-логопедом, но, также, необходимые рекомендации были даны и классному руководителю младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Считаем, что, разработанная нами коррекционная программа будет благотворно влиять на формирование графомоторных навыков у детей с ОНР III уровня.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня). Заключение
Опубликовано: 7 июля 2022 в 17:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня). Заключение» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Орлова (УИ 296282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД