МААМ-картинки

Формирование грамматического строя речи у педагогов ДОО через мини-конкурс «Самый грамотный воспитатель»

Воробьева Любовь Алексеевна
Формирование грамматического строя речи у педагогов ДОО через мини-конкурс «Самый грамотный воспитатель»

Уважаемые коллеги, вы все прекрасно знаете, в образовательную область «Речевое развитие» входит несколько, объемных по своему содержанию, компонентов. Посмотрите на слайд, все они здесь представлены. Сегодня мы решили обратить ваше внимание только на два взаимосвязанных компонента: это лексика и грамматика.

Конечно же, чтобы педагог мог не только компетентно обучать своих воспитанников, но и постоянно быть для них образцом грамотной и красивой речи, он должен обладать устойчивыми знаниями в области лексики и грамматики, а так же постоянно применять эти знания на практике.

Публикация «Формирование грамматического строя речи у педагогов ДОО через мини-конкурс „Самый грамотный воспитатель“» размещена в разделах

К тому же, хочу напомнить, что годовая задача детского сада в этом учебном году звучит так: «Развивая интегративные качества коммуникативной деятельности, снизить к маю 2019 года у 32% детей низкий уровень грамматического строя речи через продуктивную деятельность во всех возрастных группах детского сада», поэтому акцент сегодняшних заданий конкурса сделан именно на формирование лексико-грамматических средств языка.

Но сначала – сказка!

Сказка про ФГОС (видео)

В тридевятом царстве, в Российском государстве, во славном городе Кинель на улице Чехова жил да был Детский Сад. Интеллектуально одаренный он был и пригожий, много внимания уделял своим воспитанникам и всегда удивлял Дошкольный Отдел результатами своей работы. Вдруг откуда ни возьмись, набежали тёмные тучи, подул ветер глобальных перемен и принёс … ФГОС. Испугался Детский Сад, задрожал от страха и неизвестности, а ФГОС говорит:

Ну, здравствуй! Я начальник - ФГОС!

И будет всё у нас всерьёз!

Теперь я главный! Ты послушай:

Довольно! Хватит бить баклуши!

Тебе мы деньги зря что ль платим?

Всё! Больше никаких занятий!

НОД будет главной, ключевой!

Занятия замени игрой!

Именно этим мы сегодня и займемся: будем играть. Приглашаем вас на конкурс «Самый грамотный воспитатель»

Помогать в проведении конкурса, подсчитывать баллы будет компетентное жюри:

1. Иванникова Ирина Николаевна – заведующая

2. Путилова Лариса Вячеславовна, старший воспитатель

3. Сугак Анна Владимировна, педагог-психолог

Итак, в нашей игре принимают участие 2 команды.

1. Ерофеечева Любовь Федоровна, Краснова Ольга Александровна, Корнева Надежда Петровна

2. Бурмистрова Лариса Сергеевна, Букреева Людмила Николаевна, Гордеева Ирина Ивановна.

1. Приветствие команды

- Начнем наш конкурс с приветствия команд. Название и представление команды должны отражать тему данного конкурса.

2. «Блиц - опрос»

Вопросы для команды № 1

1. раздел лингвистики, который изучает принципы словообразования, правила словоизменения, правила построения словосочетаний и предложений – это … (грамматика)

2. слова с противоположным значением – это … (антонимы)

3. слова, у которых есть два и более лексических значения, называются … (многозначными или омонимами)

4. раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования – это … (словообразование)

5. предикативный словарь – это словарь … (глаголов)

Вопросы для команды № 2

1. словарный запас языка, который используют люди в своей речи называется … (лексикой)

2. слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение, называются … (синонимами)

3. слова, имеющие один и тот же корень, при этом относящиеся к разным частям речи, называются … (родственными, однокоренными)

4. изменение слов по родам, падежам, числам, их склонение и спряжение – это … (словоизменение)

5. номинативный словарь – это словарь … (существительных)

3. «Верно-неверно»

Командам предлагаются карточки со словосочетаниями. Необходимо исправить ошибки неправильных согласований. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

верно неверно

Пахучий георгин Пахучая георгина

Тесный ботинок Тесная ботинка

Свежий овощ Свежая овощ

Красивый тюль Красивая тюль

Белый лебедь Белая лебедь

Тесная манжета Тесный манжет

Нежная вуаль Нежный вуаль

Вкусное какао Вкусный какао

Черный кофе Черное кофе

4. «От двух до пяти»

- Вам нужно расшифровать детские этимологические образования и зашифровать для соперника слова по аналогии. По первому пункту оценивается правильность ответа, по второму пункту - оригинальность мышления, творческий подход

Задание для команды № 1:

а) переведите с детского:

ТУШЕНИКИ, МОКРЕСС, ПАЛЬЧАТКИ

(пожарники, компресс, перчатки)

б) зашифруйте по аналогии:

морщинки у сердитой мамы (сердитки,

ребенок царя и царицы (цареныш,

закрывать двери на ключ (заключивать)

Задание для команды № 2:

а) переведите с детского:

ЖУРЧЕЙ, РЫЖКА, СПУН (ручей, белка, соня)

б) зашифруйте по аналогии:

колыбельная (убаюльная)

искры от огня (огонята)

отстегивать пуговицы (отпугивать)

5. «Игралочка»

Презентация 3 дидактических игр по формированию грамматического строя речи.

6. «Путаница»

Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» звуки, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл. Произнести правильный вариант пословицы и звуки, которые вы поменяли местами.

1 команда:

Занятого человека и доска не берет (тоска) д — т.

Родной куст и зайцу порог (дорог) п – д.

Не тесто красит человека, человек тесто (место) т – м

От глупого писка до беды близко (риска) п – р.

На ловца и дверь бежит (зверь) д –з.

Лето дурное – зима с метелями (бурное) д –б

На горе и шапка горит (воре) г – в.

По одежке протягивай ложки (ножки) л — н.

2 команда:

Море луковое (горе)м –г.

Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.

Без боли (соли) хлеб не еда. б-с

Комар ножа не подточит (носа) ж – с.

Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.

Больше дела, меньше снов (слов) н – л.

Чем рогаты, тем и рады (богаты) р – б.

Зима весну пугает, да все равно лает (пугает) т – л.

7. «Рифма»

Один из этапов работы по данному направлению у дошкольников – знакомство с рифмующимися словами и игры в рифмы. Сейчас и мы с вами потренируемся в подборе рифм. У вас на листах написаны 4 слова (одинаковые у всех команд, чья команда подберет больше рифмующихся слов, та и получит больше баллов. Время – 2 минуты.

1 команда: звук, дети,

2 команда: игра, дом.

8. «Фантазеры»

Задание: придумать предложение, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву П (или звуки «п», «пь»). Выиграет тот, чье предложение окажется длинным и связным.

Например, Соня – соня спит сегодня.

1 команда: Б

2 команда: В

9. «Кто больше?»

Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно. Они помогают сделать речь педагога более богатой, образной, выразительной, динамичной, точной и эмоциональной.

Задание: за 3 минуты каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов с определенными словами.

Например, к слову ГОЛОВА, можно подобрать следующие фрезеологизмы: человек с головой, вскружить голову, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, морочить голову, потерять голову, отвечать головой, голова идет кругом.

1к. – ГЛАЗ

Мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.

2 к. – УХО

Держать ухо востро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши, уши вянут, рот до ушей.

10. «Конкурс капитанов»

Задание: командам необходимо образовать множественное число от имен существительных

ЛИСТ, КОРЕНЬ, ЗУБ, ПРОПУСК, ХЛЕБ.

ЛИСТЫ – бумажные, ЛИСТЬЯ – с дерева

КОРНИ – дерева, КОРЕНЬЯ – овощи

ЗУБЫ – у человека, ЗУБЬЯ – у пилы.

ПРОПУСКА - документы, ПРОПУСКИ – отсутствие

ХЛЕБЫ – печеные, ХЛЕБА – поля пшеницы

После ответов команд ведущий сообщает, что все ответы правильные, т. к. формы множественного числа в данном случае изменяются в зависимости от смысла слова. За данный конкурс все команды получают по очку; дополнительный балл получает команда, озвучившая, что в данном случае имеет значение лексическое значение слова.

- Это был последний конкурс. Пока жюри подводит итоги конкурса, предлагаем поиграть.

Блицконкурс «-ЦИЯ»

Презентация состоит из 10 слайдов с заданиями, в которых зашифрованы 10 слов. На каждом слайде – несколько картинок-подсказок. Отгадкой является слово, которое оканчивается на –ЦИЯ. Отгадайте эти слова.

Слово предоставляется жюри

Вручение призов

- Закончить нашу с вами встречу мы хотим словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».

- Спасибо за внимание!

- До новых встреч!

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Задачи: 1. Рассмотреть научно-теоретическую базу изучаемой проблемы. 2. Выявить особенности грамматического строя речи у дошкольников с.

Формирование грамматического строя речи у детей по лексическим темам Тема. ОВОЩИ Цели. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. 1) Правильно называть.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР по сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?» Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР По сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?» Развитие связной речи ребенка – это один.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте, как правило, наблюдаются некоторые проблемы в лексико-грамматическом развитии. Для детей с дефектом речевого развития.

Игры на формирование грамматического строя речи Игры на формирование грамматического строя речи. «Доскажи словечко» Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном.

Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5–6 лет «Скажи наоборот» Цель: усвоение образования слов во множественном числе. Примерный речевой материал: шар. (шары) комар. (комары).

Консультация для педагогов «Формирование грамматического строя речи» Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи очень сложный. Он связан с когнитивным развитием ребенка, познанием им отношений и.

Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Отчет по самообразованию «Развитие грамматического строя речи через организацию сюжетно-ролевых игр. Первые сюжетные игры» Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование грамматического строя речи у педагогов ДОО через мини-конкурс «Самый грамотный воспитатель»
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 16:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД