МААМ-картинки

Формирование и развитие читательской грамотности учащихся в начальном звене

Марина Андреевна Чаплыгина
Формирование и развитие читательской грамотности учащихся в начальном звене

Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном тексте. Формирование читательской грамотности у учащихся младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения. В последние десятилетия роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят и не хотят читать.

Публикация «Формирование и развитие читательской грамотности учащихся в начальном звене» размещена в разделах

Проработав в школе 37 лет, мне отчетливо видна педагогическая проблема, которая наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в начальной школе :

- Снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

- уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы (3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;

- информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы

Поэтому при работе над формированием и развитием читательской грамотности я для себя взяла такие цели и задачи:

- Развивать неподдельный интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность.

- Воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к прочитанному тексту.

- Научить воспринимать художественные и научно – познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

- Формировать положительную мотивацию младших школьников к читательской деятельности путём использования активных форм и методов обучения, стимулирующих их читательскую активность. Начиная с первого класса, учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное, как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). А уже с 3-го класса приучаю детей самостоятельно составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. Вот некоторые упражнения, которые я использую в своей работе. Они формируют и развивают осознанность чтения, способствуют развитию полноценного навыка чтения. Упражнения для увеличения скорости чтения

1. Многократное чтение

За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

2. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.

3. «Жужжащие чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям

1. Читай плавно.

Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.

2. Анаграммы (очень любят дети составлять по буквам слова)

АЧТПО (почта)

АИДРО (радио)

ФАГРЕЛТЕ (телеграф) и т. д.

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И. Г. Песталоцци).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Сценарий игры-конкурса по финансовой грамотности для учащихся 8 класса «Дорога на Эльдорадо»Сценарий игры-конкурса по финансовой грамотности для учащихся 8 класса «Дорога на Эльдорадо» Цель:способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности. Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие читательской грамотности учащихся в начальном звене
Опубликовано: 24 января 2023 в 15:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД