Мор Ирина Прокопьевна
Формирование и развитие самоконтроля за речью на индивидуальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Задача: Развитие ребенка и интерес к индивидуальным занятиям.
Цели: 1. Формирование механизмов деятельстной саморегуляции.
2. Развитие функций речевого самоконтроля.
3. Улучшить развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Развивать внимание различной модальности (зрительно-
слуховой).
5. Ввести основы двигательно-кинестического самоконтроля.
Публикация «Формирование и развитие самоконтроля за речью на индивидуальных занятиях» размещена в разделах
6. Работать над процессами различения, запоминания и воспроизведения
последовательности.
Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только тогда когда их контролирует педагог и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, малопонятным.
Чтобы в полном объеме выполнить эту работу, необходима дифференцированная коррекционно-педагогическая подготовка, направленная на преодоление имеющихся недостатков речевого развития с учетом состояния функция самоконтроля.
Работа по формированию речевого самоконтроля у детей с нарушением речи, состоит из трех этапов.
1. Подготовительный этап направлен на развитие модально специфических видов внимания и самоконтроля на основе активизации межполушарного взаимодействия.
Особое значение придается развитию зрительного внимания детей дошкольного возраста. Зрительный анализатор одним из первых начинает активно функционировать и создает основу для развития речевых реакций ребенка, т. е. формируется механизм координации зрительного, кинестического слухового анализаторов. Поэтому стимуляция зрительного восприятия и внимания создает основу для формирования более сложных видов самоконтроля.
В своей практике я применяла много творческих заданий и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия. Это способствовало формированию у детей начальной положительной мотивации.
А главное и важнейшие условие реализации любой деятельности.
На занятиях я использовала такие задания и упражнения.
1. Кратковременную повторяющуюся демонстрацию ярких зрительных образов (отдельных геометрических фигур, основных цветов, узоров, отдельных предметных картинок, их серии) и их нахождение среди предложенных методом непосредственного зрительного соотненсения и памяти, называние демонстрируемых изображений;
2. Выделение изображения среди множества различных по цвету, форме, размеру, стилистике, контурных и пунктирных изображений, на зашумленной картинке.
3. Составление композиций на основе непосредственного зрительного соотнесения и по памяти.
4. Определение сходств и различий в изображениях.
5. Элементов картинки на основе зрительного соотношения с шаблонами.
6. недостоющих или ошибочных элементов изображения.
7. Зрительный диктант.
8. Лишнего или отсутствуещего изображения в предложенном ряде.
Следующее направление коррекционно - педагогической деятельности подготовительного периода включае развитие слухомоторной координации и тренировку в ориентации звука в пространстве, совершенствование функций неречевого слухового гнозиса, формирование акустико-кинестического восприятия и воспроизведение звуковых и графических ритмов, развитие речевого внимания на основе лексических игр и расширение объема слухоречевой памяти.
Кинестический контроль осуществляется в процессе произнесения речевого высказывания одновременно с движением артикуляционных органов. По мере произнесения он подкрепляется слуховым контролем. Четкие кинестические раздражения помогают ребенку правильно воспроизводить звуковую последовательность слова, замечать и исправлять ошибки произношения.
Для этого можно использовать игры на выполнение многошаговых инструкций по опорным символам, словесной инструкции, дифференциации и кинестическому анализу состояния напряжения и расслабления в общей и мелкой моторике (кинезиологические упражнения, развитию кинестического восприятия и анализа в мелкой пальчиковой, мимической и артикуляционной моторике в условиях предпороговых нагрузок (упражнения с дополнительной нагрузкой - резинкой,сжатием кистей рук в кулаки, гантелями, удержанием пальчиковой позы). Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими ритмичными.