Евгения Чебаненко
Формирование игровой деятельности у ребенка с признаками расстройством аутического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристики игры:
1. Деятельность ради процесса, а не ради результата
2. Деятельность происходит "как будто", то есть не по-настоящему
3. Деятельность экспрессивная, носит исследовательский характер
"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
В. А. Сухомлинский
Игровая деятельность подразделяется на этапы.
И каждый из них расскажет нам о том, какой период развития сейчас переживает ребенок.
Публикация «Формирование игровой деятельности у ребенка с признаками расстройством аутического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2020
Как связана игра и социальные навыки?
Ребенок учится обмениваться информацией с другими детьми, когда увлечен коллективной игрой. Таким образом осуществляется социализация, ребенок учится вербальным и невербальным навыкам общения, учится лучше понимать.
Также узнает от детей и другую информацию. которая расширяет его картину мира, слышит новые высказывания и выражения, пополняет свой словарный запас.
Происходит естественное взаимнообучение детей.
Первый этап развития игры: Сенсорная игра
Возраст от 0 до 4-5 месяцев.
Этот этап игры формируется на уровне сенсорных систем: зрения, обоняния, осязания, тактильной, проприоцептивная и вестибулярной систем.
Первые игры - это отклик на импульсы.
Зрение - выделение лица человека от других окружающих предметов. Фиксирования взгляда на мамином лице, так называемое узнавание родных и близких.
Слух - мама гремит погремушками, шуршит бумагой, и другие звуковые манипуляции.
Вестибулярная система - папа подбрасывает, мама качает на руках.
Тактильная система - мама гладит, дает потрогать свои волосы, делает массаж, поливает водой.
Обоняние - мама пахнет по-особенному.
Проприоцептивная система - соотнесение с вестибулярной системой ориентации в пространстве.
Вкус - сладкое молоко.
АКТИВНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ:
Возраст 5-8 месяцев - овладение рукой. Ребенок хочет схватить игрушку, руку мамы.
Эти игры призваны насыщать и оттачивать работу сенсорных систем. Уже на этом этапе могут наблюдаться нарушения.
Активные сенсорные игры носят уже исследовательский характер.
Визуальное восприятие - рассматривать руки, ноги, предметы, объекты вокруг себя, следить глазами за объектами, понимать расстояние до объекта, выделение значимых объектов. Различие между движущимися и статичными объектами. Развитие фронтального и периферийного зрения.
Слуховое восприятие - ребенок извлекает звуки из предметов и так понимает разницу между ними. Различает и реагирует на ритмичные, мелодичные или наоборот, неприятные звуки.
АКТИВНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ
Тактильная система - все трогать, пробовать на ощупь, чувствовать фактуру, влажность. Одна из самых активных систем наряду с оральной.
Очень важны разнообразные игры на этом уровне.
Зарождаются первые коммуникативные игры - смех на коммуникацию со взрослым.
Вестибулярная система - качели, катания, ползание, подбрасывание, катание на мяче, танцы.
Проприоцептивная система - интеграция всех систем составит развитие проприоцептивной системы.
На этом этапе формируются первые коммуникативные игры - отдал-получил, прятки (ку-ку, в ямку бух.
Этот этап предназначен для понимания что и как может удовлетворить потребность в сенсорных играх.
Второй этап развития игры - ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ:
Возраст от 9 до 12 месяцев. В это время освобождаются руки для более активного манипулирования предметами. На данном этапе ребенок может преследовать множество целей. Он познает мир посредством манипулирования с предметами.
Здесь же исследуются механизмы - что куда упало, что нажали, включили и что за этим последовало.
Во время этого этапа зарождаются причинно-следственные связи. формируется имитационный репертуар.
Вкус - исследование с помощью оральной зоны. Пробовать все на вкус, обсасывать, грызть, понимая для себя каковы они на вкус и на ощупь.
Катать машинку, открывать-закрывать дверку, крутить части предмета.
На этом этапе еще нет сюжета и идеи.
Как присоединиться к ребенку с РАС - повторять его действие, радоваться, и вводить по одному новому действию - например сделать круг машинкой или объехать препдятсвие, далее несколько раз (дней, занятий) действие повторяется. И только при закреплении и повторении ребенком, диапазон действий расширяется и далее.
следующий этап развития игры - РОЛЕВАЯ ИГРА
Для формирования данного этапа необходимы коммуникатиыные навыки и понимание социальных отношений. Но это невозможно без формирования предыдущих этапов!