Папки-передвижки

Формирование интереса к чтению как педагогическая проблема

Кристина Лебедева
Формирование интереса к чтению как педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование интереса к чтению как педагогическая проблема

В современных условиях развития общества, несмотря на активное внедрение в человеческую жизнь информационных технологий, неизменным остается понимание того, что чтение – является основным средством получения информации, стремительно изменяется только его качество. Современное подрастающее поколение все меньше обращается к чтению художественной литературы, что, безусловно, отражается на их развитии. В связи с чем, актуальности набирает проблема формирования интереса к чтению.

Публикация «Формирование интереса к чтению как педагогическая проблема» размещена в разделах

О. В. Чикишева, изучив психолого-педагогическую литературу отмечает, что являясь уникальным видом человеческой деятельности, одним из совершенных способов постижения информации о внешнем мире, средством нравственного самовыражения личности, развивающим, наполняющим и обогащающим ее эстетический, нравственный и культурный потенциал, чтение рассматривается исследователями как целенаправленная деятельность, изменяющая взгляды, углубляющая понимание, воссоздающая опыт, как стимул интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности [ Чикишева 2015: 118].

Н. Н. Светловская отмечает, что детское чтение рассматривается в широком смысле как произведение художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики для чтения детей и подростков; в узком смысле – как педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, воспитание в них любви к книге [ Светловская 2010: 27].

Обобщение теоретических подходов к проблеме чтения представила в своей работе Т. Г. Галактионова. Автор видит процесс приобщения к чтению необходимым условием вхождения личности в мир культуры ради удовлетворения потребности в саморазвитии и сохранении и преумножении культурных ценностей человечества, способом организации процесса, принципом организации, самостоятельной целью. Т. Г. Галактионовой были выделены значимые характеристики приобщения к чтению, которые представлены в виде рис. 1.5 [Галактионова 2008].

Рис. 1.5. Значимые характеристики приобщения к чтению

по Т. Г. Галактионовой

Необходимо выяснить какие предпосылки способствовали тому, что формирование интереса к чтению вышло на уровень педагогической проблемы, почему в современных условиях учебно-воспитательного процесса приобщению чтению необходимо уделять особое внимание.

По мнению М. П. Воюшиной, падение интереса у чтению, сужение читательского кругозора у современных детей это проблема не столько методическая, сколько социальная. Детский мир просто более наглядно демонстрирует те же тенденции, которые проявляются в мире взрослых [Воюшина 2003].

А. В. Смахтина отмечает, что современный этап развития российского общества характеризуется снижением читательской активности и потребности в чтении, что во многом обусловлено глобализацией средств массовой информации. Процесс чтения под влиянием телекоммуникационных и сетевых технологий видоизменился. Активное чтение теряет свою популярность, что влияет на модификацию системы духовно-ценностных ориентаций всех слоев общества. Стойкое снижение интереса к книге приводит к несформированности важнейших качеств личности, а именно способности мыслить и быстро оценивать ситуацию, иметь большой объем памяти и творческое воображение, коммуникабельности, самостоятельности в суждениях и поведении [ Смахтина 2015: 152].

По мнению И. И. Тихомировой, современный кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен к этой сфере занятий интерес : «по большому счету интерес, как сила, влекущая к чтению, это центральное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь решения проблемы, именуемой «кризис общения» [ Тихомирова 2016: 72].

Значимость проблемы приобщения к чтению и формирования интереса к чтению активно освещается в работах современных педагогов-практиков.

А. М. Кушнир отмечает, что в ряду проблем, касающихся функционирования и развития русского языка, одной из самых острых и трудноразрешимых является потеря детьми интереса к чтению. Автор считает эту проблему комплексной, и выделяет в ее основе две причины:

1) на глазах одного поколения коренным образом меняется информационная культура человечества. Полимодальные мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Чтения не становится меньше, оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чем отображается текст – на экране, на бумаге или спроецированном виде прямо на сетчатке глаза. Но оно становится другим: нелинейным и некнижным. Текст тоже становится другим: звучащим, движущимся и даже предъявляющимся на подпороговом уровне восприятия. Однако не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.

2) характер психофизиологической модели чтения, которая вырабатывается существующими методами обучения. Как бы рыночно и маркетабельно ни называла себя система обучения, будь то «самая развивающая», или «самая перспективная», или даже «школа XXII века», речь идет о старом добром, хорошо проверенном аналитико-синтетическом методе [Кушнир 2007 : 71-72].

Н. Н. Светловская, которая достаточно глубоко изучила проблему детского чтения, проблему приобщения к чтению рассматривает через недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога. Так, по мнению Н. Н. Светловской, «замкнутый круг в современном обучении детей чтению – это стремление общества включить книгу в жизнь современного ребенка как необходимый и обязательный элемент, с одной стороны, явное, нередко активное нежелание детей следовать замыслу взрослых – с другой. По мнению автора в такой ситуации стремление сформировать у детей интерес (любовь) к чтению книг, к величайшему сожалению, в настоящее время реализуется очень плохо. По этой причине за последние десятилетия (конец XX - начало XXI в.) школа в массе своей создала популяцию людей, для которых обращение к книгам (и даже написание книг) превратилось в средство занять себя «в скучные осенние вечера» или «для получения денег». И когда эти люди начинают обучать чтению книг тех, кто делать этого не умеет и об истинной пользе чтения не подозревает, круг замыкается и общество начинает дискутировать на тему: нужна ли книга в современный век, умрет она или выживет в эпоху телевизоров, компьютера и Интернета и т. д.» [ Светловская 2010: 8].

Н. Н. Светловская подчеркивает, что «при оценке чтения ценится скорость раскодирования, безошибочность озвучивания текста и способность его сюжет сразу же по прочтении пересказать. Значимость текста для самого ребенка никак не учитывается, так как имеется в виду, что само включение текста в учебную книгу есть гарантия его необходимости для обучающегося, что конечно, совсем не так» [ Светловская 2010: 9].

При этом Н. Н. Светловская, со ссылкой на М. Р. Львова, отмечает, «что в XIX в. не существовало ни проблемы обучения детей чтению, ни проблемы воспитания у них желания и умения самостоятельно выбирать и читать книги. Происходило это потому, что ребенок начинал знакомиться с книгой, включаясь в семейное чтение, вследствие чего ребенок сам тянулся к книге-собеседнику, чтобы повторить яркие переживания. Находя нужные ему книги и знакомые части текста в книгах, он постепенно, путем самообучения, начинал читать сам» [Светловская 2010, с. 9-10].

Публикации по теме:

Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.

Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля»Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование интереса к чтению как педагогическая проблема
Опубликовано: 20 августа 2022 в 12:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интереса к чтению как педагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Лебедева (УИ 1163338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД