Лучший педагог года

Формирование коммуникативных навыков, как средство социализации детей с интеллектуальными нарушениями развития

Юлия Николаева
Формирование коммуникативных навыков, как средство социализации детей с интеллектуальными нарушениями развития

Аннотация. Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с интеллектуальными нарушениями в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально использование в воспитательной работе развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.

Публикация «Формирование коммуникативных навыков, как средство социализации детей с интеллектуальными нарушениями развития» размещена в разделах

Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми - привитие жизненно-важных компетенций и их социальная адаптация. А овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Следовательно, в рамках реализации ФГОС основной целью социально-коммуникативного развития является :

- позитивная социализация детей;

- приобщение к социокультурным нормам;

- традициям семьи, общества и государства [3].

По мнению Льва Семёновича Выготского [1], ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения :

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к общению с окружающими. [4]

При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых учащихся и, в первую очередь, развивать :

- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

- восприятие речи;

- умение подражать;

- умение соблюдать очередность в разговоре;

- умение применять навыки общения в повседневной жизни. [2]

Социально-коммуникативное развитие учащихся происходит, в первую очередь, через игру как ведущую детскую деятельность. Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в познавательную, творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, мы-воспитатели, играем вместе с детьми. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры. [3]

Для успешной социальной адаптации расширяем бытовой и социальный опыт детей, т. е. по возможности приближаем воспитательный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделируем жизненные ситуации.

Также в своей работе по формированию коммуникативных навыков у детей используем профилактические беседы, экскурсии, творческие соревнования, конкурсы, праздники, викторины, информационные занятия, посещение музея, библиотеки.

Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. В процессе формирования и развития коммуникативных навыков дети успешно закрепляют и используют полученные знания на практике при интеграции в социум.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2004. - 512 с.

2. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений : метод. Разработки занятий. М. Новая школа. 1993.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г., №1599 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2014г.

4. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков, как средство социализации детей с интеллектуальными нарушениями развития
Опубликовано: 18 марта 2020 в 06:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД