Лучший педагог года

Формирование коммуникативных способностей у воспитанников в период предшкольной подготовки

Людмила Соколова
Формирование коммуникативных способностей у воспитанников в период предшкольной подготовки

Подготовка детей к обучению к школе – сложный длительный процесс, охватывающий различные сферы жизни ребенка. От того с какими умениями и личностными качествами ребенок пойдет в школу, зависит его дальнейшее образование и развитие.

Будущему первокласснику важно включится в сферу общественных отношений, ведь именно под их воздействием осуществляется процесс его общественно-политического, нравственного, физического и эстетического воспитания. Группа детского сада – это первое социальное объединение, в котором дети занимают различное положение. На уровне взаимоотношений с окружающими оказывает влияние целый комплекс нравственно-волевых качеств ребенка, среди которых особое значение имеют моральные качества, общественные мотивы, навыки, привычки.

Публикация «Формирование коммуникативных способностей у воспитанников в период предшкольной подготовки» размещена в разделах

Коммуникативные способности трактуются как ндивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя три «Я» : 1. «Я хочу» - желание вступать в контакт с окружающими, 2. «Я умею» - умение организовывать общение (слушать собеседника, моционально сопереживать ему, решать конфликтные ситуации, 3. «Я знаю – знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты ао ФГОС:

• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

• ориентация на партнера по общению,

• умение слушать собеседника.

С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, педагогические коллективы хорошо осознают, что введение в действие ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью развития навыков общения дошкольников и направленностью существующих программ только на развитие речи.

Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.

Проведенный анализ дает возможность сформулировать профессиональную проблему, решение которой позволит устранить недостатки образовательного процесса: Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.

Для этого необходимо внести изменения в образовательный процесс.

Результатом должен стать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся :

1. Воспитанник знаком со способами свободного общения со взрослыми и детьми.

2. У ребенка развиты все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

3. Дети без затруднений вступают во взаимодействие друг с другом, основанным на бесконфликтном общении.

4. Готовность детей к школе, обусловленная показателем развития коммуникативных способностей.

Итак, мы установили, что значительное количество детей старшего дошкольного возраста еще не умеют сдерживать свои сиюминутные желания, не считаются с интересами сверстников и коллектива в целом. Этим детям сложно подчинить свое поведение установленным нормам и правилам. Их отличает низкий уровень симпатии со стороны сверстников, что влияет на организацию совместной деятельности, контакты со сверстниками менее длительны и конфликтны.

Что необходимо учитывать педагогам ДОУ и родителям при подготовке к обучению в школе? Предпосылками формирования положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста является развитие самостоятельности (в играх, общении, воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи. Следует проводить работу по развитию этих качеств у детей и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.

В содержании образовательного процесса следует изменить:

1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей,

2. Предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности, партнерства, средств,

3. Выстраивание занятие по развитию речи с направленностью на развитие коммуникативных способностей,

4. Организация предметно развивающей среды способствующий бесконфликтному взаимодействию воспитанников,

5. Ориентировка педагогической оценки на развитие партнерских отношений в группе,

6. Использование интегрированного подхода при выстраивании непосредственной деятельности с детьми: сочетание средств речевого развития с физическим воспитанием, игровой деятельностью, художественным творчеством, занятиями музыкой.

7. Внедрение информационно коммуникативных технологий в воспитательно 0образовательный процесс: создание слайдовый презентаций, использование электронных пособий по развитию навыков общения.

В средствах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

1. Использование следующих групп подвижных игр: индивидуальные, парные, коллективные. Индивидуальные игры и игровые задания направленные на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений («Веселый-грустный», «Позови на помощь»). Парные – способствуют открытости по отношению к партнеру, способности чувствовать, понимать и принимать его («Вместе лесенку построим», «Расскажи кто твой друг»). Групповые игровые задания дают ребенку развивать взаимодействие в коллективе через организацию совместной деятельности (сюжетно-ролевые игры «Команда корабля», «Строительная фирма», «Школа»).

2. Использование здоровьесберегающих технологий: психомышечной тренировки и релаксации.

3. Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям точно передавать творческий замысел в самостоятельных сочинениях. Для чего необходимо составить Интеллектуальные карты и карточки с синонимическим рядом слов, использую наглядное пособие антонимов и многозначных слов.

4. Развитие связанной речи. Использовать методику наглядного моделирования. Разработать картотеку сюжетных картинок, создать модули для проигрывания сюжетных рассказов («Поездка в магазин», «Домик Карлсона», «Встречаем гостей», «Строительная площадка», «Танцевальная площадка», «иллюстрированное панно» («В парке», «В театре», «Олимпийские игры», схемы для рифмования. Разработать серию занятий с применением методики обучения детей пересказу с помощью карт Проппа. Отобрать 15 карт, обозначающих наиболее частотные функции («Волшебные дары», «Появление героя», «Антигерой», «Трудные испытания», «Победа» и т. д.).

5. Развития образной речи. Знакомить детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки) и с фразеологизмами. В занятия включить лексические и грамматические упражнения. Использовать систему мнемотехники для эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

6. Создать слайдовые презентации на тему дружбы и позитивного партнерства: «Как научиться дружить», «Вместе весело шагать», «Правила общения».

7. Применять на занятиях по развитию речи комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей». А также диски «Весёлая азбука», «Волшебный букварь», «Как баба-яга училась читать», «Изучаем буквы» и т. д. Эти диски используются на занятиях по обучению грамоте.

Публикации по теме:

Почему важна подготовка к школе? 1. Поступление в школу – это резкое изменение всей жизни вашего ребенка. 2. Подготовка к школе – это длительный процесс, который следует.

Подготовка детей к школе. Презентация к семинаруПодготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных способностей у воспитанников в период предшкольной подготовки
Опубликовано: 1 октября 2014 в 16:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД