Папки-передвижки

Формирование конструктивно-игровой деятельности с Лего у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ

Людмила Голишева
Формирование конструктивно-игровой деятельности с Лего у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Способность человека конструктивно мыслить делает его способным быстро находить выход из сложных жизненных ситуаций, приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. А. Р. Лурия, изучая влияние конструктивной деятельности детей, пришел к выводу о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяют характер его познавательной деятельности.

Публикация «Формирование конструктивно-игровой деятельности с Лего у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ» размещена в разделах

Общепризнано, что при нормальном развитии ребенка расцвет его игровой деятельности приходится на дошкольное детство, когда она выступает в роли ведущей. У детей, воспитывающихся в семье, этот культурный опыт передается через общение со старшими братьями и сестрами, игры со взрослыми, контакты с детьми разных возрастов во дворе, чтение и обсуждение книг с родителями, совместные просмотры телевизионных передач, мультфильмов. У воспитанников дошкольного возраста, поступающих в ГБУ ЦССВ имени Ю. В. Никулина, многие из этих каналов передачи культурного опыта перекрыты, развитие игровой деятельности находится на уровне простейших игр – манипуляций, дети не умеют играть ни друг с другом, ни в коллективе. Помимо этого, у вновь поступающих воспитанников, большинство из которых имеют ограниченные возможности здоровья, отмечаются сниженная познавательная активность, нарушенная эмоционально - волевая сфера, наблюдаются быстрая утомляемость и повышенная тревожность, присутствуют агрессивность (как защитная реакция, слабо сформированы навыки саморегуляции и правильного поведения.

В задачи педагогических работников, в условиях центра содействия семейному воспитанию, входит комплексная реабилитация и абилитация воспитанников, в том числе с ОВЗ, максимальное развитие каждого ребенка, подготовка к передаче его на семейные формы жизнеустройтства, а также подготовка дошкольников к обучению в общеобразовательной школе.

Каждый ребенок любит и хочет играть. Обучая дошкольников игре, педагог поддерживает, развивает и воспитывает естественное для этого возраста желание узнать как можно больше интересного, исследовать мир вокруг себя и себя в этом мире.

Педагоги ГБУ ЦССВ имени Ю. В. Никулина широко используют в своей педагогической практике ЛЕГО – технологии. Одной из них является конструктивно- игровая деятельность, составляющая чередование практических и умственных действий воспитанника, способная воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающая в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющая быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к тем знаниям, умениям и навыкам, которые должен освоить воспитанник дошкольного возраста, в том числе ребенок с ОВЗ.

На занятиях по ЛЕГО – конструированию дети учатся быстро распределять роли между собой, появляются «генераторы» идей, конструкторы, определяющие, как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают со стороны за процессом и вовремя подают верные советы, исправляют недостатки. Педагог дает возможность каждому ученику быть изобретателем и творцом. Играя с ЛЕГО – человечками, пытаясь представить себе, кто эти человечки и что они чувствуют в различных ситуациях, ребенок лучше осознает себя и собственную личность. Манипулируя с яркими деталями ЛЕГО, дети ощущают себя в волшебном мире игры, овладевают

умением работать самостоятельно и в группе, оказывать помощь товарищу.

Каждое занятие по ЛЕГО – конструированию начинается с психологического настроя воспитанников на совместную работу. Это «Минуты вхождения в игру» :

1. «Улыбка».

Начинается новое занятие. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Свете, Еве, Роберту, Мише … (Педагог перечисляет всех детей, вспоминая их работу на предыдущем занятии).

А что вы хотите пожелать мне?

Вздохните глубоко и со вздохом забудьте все неприятное, что с вами произошло с утра: обиду, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. «Руки».

Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

За что ты, Миша, любишь свои руки? Света, а ты любишь свои руки? … (Педагог опрашивает каждого ребенка).

Какие добрые и умные у вас руки!

Что за чудо – чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И, скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам сегодня на занятии добрыми помощниками.

3. «Погода».

Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться!

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз еще вернется!

Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!

4. «Игра».

Дети, вы любите играть? А в какие игры? С кем? Почему одних детей вы с радостью принимаете, а других сторонитесь, не желая с ними играть?

Педагог читает стихотворение Е. Ильиной «Игра».

Игру во дворе начинают опять.

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун – забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей.

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями!

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится – стыдится!

Сегодня вас ждет много игр с друзьями и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести это ЛЕГО – занятие. Удачи вам!

В процессе занятий ЛЕГО-конструированием необходимо периодически проводить мониторинг по следующим аспектам:

• Активность на занятиях (стабильна /не стабильна);

• Выдвижение собственных идей воспитанником (да/нет, не всегда проявляется);

• Старательность на занятиях (да/нет);

• Коммуникабельность на занятиях (да/нет);

• Индивидуальная работа (да/нет);

• Состояние удовлетворенности от занятий ЛЕГО (прослеживается заинтересованность, уверенность в собственных силах, ребенок чувствует успешность в своей работе или нет).

Анализ данных, полученных в результате таких диагностических мероприятий, позволит педагогам скорректировать индивидуальную работу с каждым воспитанником.

В нашем учреждении ведется работа по сбору развивающего материала для Сборника «Развитие познавательных способностей воспитанников дошкольного возраста с использованием ЛЕГО – конструирования». Альбом содержит более 100 заданий, дидактических игр, упражнений с использованием тематических наборов ЛЕГО ДУПЛО и конструкторов ЛЕГО, которые позволяют педагогу успешно развивать такие интеллектуальные процессы, как восприятие, память, внимание, мышление. Это своеобразное методическое пособие, его можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с воспитанниками дошкольного возраста. (Приложение № 1).

Используемые в педагогической практике различные задания, дидактические игры и упражнения по развитию познавательных процессов с использованием ЛЕГО – конструирования, помогают педагогам выявить степень развития познавательных способностей дошкольников.

Детям настолько нравятся занятия по ЛЕГО – конструированию, что никогда не возникает необходимость тратить время на организацию занятия, установление порядка и дисциплины.

Красочные ЛЕГО – детали делают занятия более увлекательными, эмоционально приятными, а, следовательно, и более эффективными. В работах воспитанников присутствуют сказочность, удивление и радость. Педагоги ГБУ ЦССВ имени Ю. В. Никулина отмечают, что использование в работе с воспитанниками дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ ЛЕГО - технологии позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Список литературы:

1. Безруких М. М. Проблемные дети. – М. : Изд – во УРАО, 2000.

2. Доронькина С. Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO [Электронный ресурс],- https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-posredstvom-konstruktora-lego.html.

3. Конструируем : играем и учимся ЛЕГО ДАКТА/ Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО – педагогики, ИНТ. М., 1997.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2003.

5. Метенова Н. М. Доброе утро, малыши! Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. – Ярославль: ЯрПК, 2000.

6. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2017.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование конструктивно-игровой деятельности с Лего у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ
Опубликовано: 27 марта 2020 в 17:25
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование конструктивно-игровой деятельности с Лего у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Голишева (УИ 1777782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД