Приложение МААМ

Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр у детей с ТНР

Елена Свинцова
Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыков правильной речи у ребенка является залогом всестороннего развития. Это позволяет ему легче показывать свои эмоции, высказывать мысли, познавать окружающую среду и устанавливать коммуникацию с другими людьми. Поэтому важным является своевременная коррекция имеющихся патологий. Тяжелые нарушения речи (ТНР) являются дефектами речевого функционирования, при которых слух и умственные способности имеют нормальную форму становления. При этом затягивание данного процесса может оказать существенное влияние на психическое состояние ребенка. Нарушения лексико-грамматического строя у детей с ТНР имеют проявления в виде маленького словарного запаса, непонимания значений определенных словесных категорий, трудностей актуализации словаря

Публикация «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр у детей с ТНР» размещена в разделах

Основная часть. Абобакирова О. Н. в своих исследованиях выделяет, что речевые отклонения могут оказывать существенное влияние на мыслительную деятельность ребенка. Основа воспитания человека закладывается в детском возрасте. На сегодняшний день растет количество детей, которые имеют особенности и отклонения развития. Для них требуется больше усилий и времени во всестороннем формировании мышления. Дети с ТНР составляют большую долю детей с нарушением мыслительных функций [1].

Жулина Е. В. утверждает, что нарушения функций речи могут быть простые и сложные. К более сложным, большинство научных авторов, относят нарушения произношения, грамматического строя, лексического состава и фонематики. Именно данные расстройства формируют ТНР. Ребенок, несмотря на нарушения речевого функционирования, зачастую имеет нормальное слуховое и интеллектуальное развитие [4].

Лалаева Р. И. в своих исследованиях постановила, что навыки словообразования и видоизменения у детей с ТНР могут появляться с того же момента, что и при нормальной форме речи. Нюансы овладения лексико-грамматическим строем заключаются в медленном усваивании и отсутствии гармонии между пониманием морфологии и синтаксиса языка, а также семантического состава. Это приводит к искажению выдаваемой речи и общей картины ее развития. Процесс формирования грамматических навыков усваивается у всех по-разному, так как зависит от узконаправленных особенностей онтогенеза. Особенность занятий с логопедом должна предоставлять каждому ребенку возможность решения посильных ему задач [2].

Дидактическая игра является многоплановым способом занятий, который интегрирует в себе игровую и всесторонне-воспитательную форму личностного становления. Она включает в себя учебный и игровой компоненты, где педагог-логопед участвует в процессе. Занятие состоит из всевозможных загадок, вопросов и предложений [5].

Тихеева Е. И. в своих исследованиях предложила для организации дидактически-игрового процесса более 10 игр, которые направлены на словарное развитие. К таким упражнениям относят: Подбор эпитетов к предмету, узнавание по эпитетам предмета. Подбор к предмету действий. Подбор обстоятельств. Вставление детьми пропущенных слов [3].

Другим педагогом, разрабатывающим дидактические игры по развитию речи, была О. Н. Соловьева. Она считала, что дидактические игры должны широко использоваться в обучении детей от 3 до 7 лет как средства закрепления знаний. По ее мнению, чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их необходимо упражнять в этом. Но упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса, дети быстро отвлекаются и утомляются. Она предлагает дидактические игры с предметами или с картинками «Чудесный мешочек», «Угадай что спрятали», «Наведи порядок», словесные игры «Что делает?», «Назови какой?», «Кому что нужно?» и другие.

Таким образом, мы считаем, что коррекционная работа с постановкой речевых функций имеет несколько этапов, которые составляют основу всех методик.

1. Формирование плана проведения работы. Они ориентированы на подгруппы детей, и направлены на создание у них лексико-грамматических представлений.

2. Подбор наглядных представлений, которые помогают ребенку познать окружающую действительность. Речевая проработка данных представлений.

3. Формирование собственного лексического словаря.

4. Подбор упражнений, которые позволят ребенку научиться формированию правильных грамматических форм, пополнять словарный запас и развивать всестороннее мышление.

5. Проведение игровых занятий, которые позволяют получению ребенком навыков образного сопоставления. Также при проведении коррекционной работы часто используют музыкальные и спортивные занятия и игры.

6. Подбор наглядного материала, настольных карточек, игр.

Заключение. В первую очередь важным условием интеллектуального и речевого развития ребенка является грамотное воспитание и обучение. Во время данного процесса ребенок учится взаимодействию с окружающим миром и его предметами, узнает новое, формирует умения самостоятельного решения различных задач. Развитие мышления различного типа связано с постепенным обогащением мыслительных процессов и их содержания, и изменения его посредством постоянного личностного формирования. Использование дидактических игр в качестве средств формирования лексико-грамматических категорий позволяет последовательно учить ребенка с ТНР сложным навыкам правильного применения грамматико-синтаксических категорий. Этот уровень практического владения языком дает возможность ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Список литературы

1. Абобакирова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи / О. Н. Абобакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 734-736. — URL : https://moluch.ru/archive/108/26267/ ( дата обращения: 27.09.2023).

2. Арсентьева Н. В. Формирование лексико-грамматических категорий языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр : сборник трудов конференции. / Н. В. Арсентьева, К. П. Назарова, Н. Н. Рябухина // Вопросы науки и образования: новые подходы и актуальные исследования : материалы Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2021 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2021. – С. 26-29. – ISBN 978-5-6046419-9-6.

3. Григорьева Р. Ю., Ермолаева Н. С., Инголова Т. Г. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». 2023. №7 (64). С. 37-41.

4. Жулина Е. В. Применение пиктограмм в коррекции нарушений глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Жулина, И. В. Лебедева, В. А. Шитикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-1.

5. Малкина Н. М. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Ключевые проблемы естественных, технических и гуманитарных наук в современной России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2022г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ, 2022. С. 67-70. URL : https://apni.ru/article/3935-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр у детей с ТНР
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 18:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Свинцова (УИ 266827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД