Получи документы

Формирование личности ребенка в процессе социализации

Ирина Щербатова
Формирование личности ребенка в процессе социализации

Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, которые выражаются в индивидуальных особенностях человека, его сознании и деятельности. Вы уже знаете, что человек является существом биосоциальным. С одной стороны, он – часть природы. Как и другие живые существа, человек нуждается в пище и кислороде. Организм человека растет, развивается, стареет и умирает, как и все живое. В основе передачи признаков нашего вида по наследству лежат уникальные для всех генетические закономерности. С другой стороны, чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, мало им родиться. Родившийся ребенок должен усвоить то великое наследие предыдущих поколений, которое называют культурой: язык, правила поведения и общения, способы трудовой деятельности, веру, знания об окружающем мире. Все это не может быть получено по биологическим каналам. Только в социуме, человек может развиваться и впитывать в себя все ценности и нормы общества, в котором живет. Итак, личностью не рождаются, а становятся. Процесс усвоения человеком знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества, называют социализацией. Можно сказать, что социализация – это приучение человека к жизни в обществе. И здесь возникает следующий вопрос: в каком же возрасте зарождается личность? В раннем возрасте начинают складываться предпосылки для формирования личности ребёнка. Ребёнок стремится удовлетворить не только биологические потребности, но и со

Публикация «Формирование личности ребенка в процессе социализации» размещена в разделах

циальные, познавательные, у него появляется мотивация к общению, он начинает в раннем возрасте выделять себя из окружающих. К концу раннего возраста он использует местоимение «Я» (период кризиса 3-х лет, т. е осознает свою уникальность и неповторимость. В этот период у ребёнка выражается потребность в самостоятельности. Это и является образованием личности. Таким образом, 3-м годам закладывается фундамент будущей личности. Воспитание – это процесс развития качеств личности человека, который происходит под воздействием и влиянием внешних факторов – среды, общества. Следовательно, большую роль играют взрослые, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка разными видами деятельности. Большую значимость в развитие ребенка дошкольного возраста занимает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Игра развивает все психические процессы. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка, он учится действовать с предметами заместителями - он дает им игровые названия и действует с ними в соответствии с названием. Предмет заместитель становится опорой для развития мышления. Таким образом, игра влияет на мыслительные процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения, памяти, формирование коммуникативных навыков, а, следовательно, и культуры общения. Влияние ролевой игры заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, дает возможность примерить на себя роль взрослого. Таким образом, развивающие возможности игры доказывают, что именно эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Так же не меньше важна продуктивная деятельность, которая не менее важна в этот период для развития психики, речи, тактильного восприятия и т. д, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата. Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим. В дошкольном возрасте еще одним не менее значимым с точки зрения развития личности фактором является коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими людьми, культуру общения и поведения. В ходе развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена социума и определяют его поведение. Это и является предпосылками формирования личности. Любой родитель в тайне мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, лидером – личностью. Если вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания и образования, помогать малышу развивать свои способности, раскрывать потенциал, познавать окружающий мир, поддерживать и направлять, только тогда вы воспитаете настоящую, сильную личность.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника «Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника» Кострова Л. Ю., преподаватель Костанайского педагогического.

Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка» «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка.» Воспитатель 1 категории Чурсинова Е. П. ГБДОУ № 20 Адмиралтейского района.

Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос.

Презентация «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами» Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос.

Формирование творческой личности у дошкольников в процессе физического воспитания Реализовывая образовательную область «Физическая культура» педагоги, как правило, обучают воспитанников основным движениям и различным способам.

Проблема социализации личности в контексте подготовки учителя начальной школы Формирование профессионального мастерства современного педагога определяется теми глубинными процессами, происходящими как в мировом сообществе.

Роль детского сада в процессе социализации личности Роль детского сада в процессе социализации личности Личность - это качество, проявляющее себя в процессах деятельности, творчества, восприятия.

Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе 1. Слайд. Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе.

Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка Жукова О. В. воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6 «Колобок» поселок Арамиль Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности ребенка в процессе социализации
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 17:58
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД