Папки-передвижки

Проблема социализации личности в контексте подготовки учителя начальной школы

Екатерина Дермелева
Проблема социализации личности в контексте подготовки учителя начальной школы

Формирование профессионального мастерства современного педагога определяется теми глубинными процессами, происходящими как в мировом сообществе в целом, так и в Украине в частности. Начальная школа одной из первых реагирует на запросы и требования современности. Свидетельством этого является разработка нового Государственного стандарта начального общего образования, который вступил в силу с 1 сентября 2012. Одной из сущностных его характеристик является направленность на социализацию младших школьников. Базовая и вариативная части стандарта направлены не только сформировать у ребенка желание к обучению, обеспечить его необходимыми знаниями, но и дать ему инструментарий для положительного усвоения социальных ролей, умений наилучшей адаптации на основе ментальности собственного народа и навыков толерантности для реализации себя в мировом сообществе. Именно поэтому большое значение приобретает формирование готовности учителя к социализации учащихся начальной школы.

Публикация «Проблема социализации личности в контексте подготовки учителя начальной школы» размещена в разделах

Проблемы, которые возникают при этом, активно обсуждаются учеными и практиками, ведутся поиски оптимальных путей их преодоления.

К пониманию готовности к педагогической деятельности

«так же, как и к обоснованию проблемы готовности к профессиональной деятельности, ученые-психологи подходили по-разному. А именно, готовность - это: установка (Д. Узнадзе) способность (Б. Ананьев, H.Левитов, С. Рубинштейн) психологическое состояние (Н. Левитов, В. Сластьонин, Л. Кондрашова, М. Дьяченко, А. Кандибович и др.) качество, интегративная свойство личности (М. Дьяченко,А. Кандибович, А. Ковалев) включенность (В. Парыгин)» .

Т. Щербан рассматривает готовность к выполнению педагогической деятельности как готовность к решению педагогических задач и готовность к учебному общению. Специфической особенностью педагогических задач является то, что подавляющее большинство из них, в принципе, не поддается алгоритмизации. Поэтому решение таких задач является делом творческим, как и профессионально-педагогическая деятельность в целом. Среди разнообразных умений, необходимых для успешного решения педагогической задачи, на первое место ставят умение анализировать педагогическую ситуацию, способность устанавливать существенные и несущественные признаки наблюдаемых фактов обучения, сопоставлять их, определять сходство и различие, устанавливать причинно-следственные связи между ними и теми условиями, в которых они протекают, и на этой основе производить педагогически целесообразную стратегию и тактику действий на ученика или класс. Механизм использования учителем психолого-педагогических знаний в условиях его практической деятельности, процесс движения мысли от появления идеи (замысла) решения педагогической задачи к выработке конкретных способов его реализации, обусловленных данной учебной ситуацией, имеет глубоко индивидуальный характер, что следует иметь в виду при организации коррекционной и формирующей работы с молодыми учителями.

В педагогике известны два подхода к пониманию понятия готовности: функционально-психологический и личностный. Первый предполагает изучение готовности как определенного состояния личности, как психологического условия успешного выполнения деятельности как избирательно-осознанной активности, которая побуждает личность на деятельность; как психологической установки, которая функционирует на фоне общей активности личности, как состояние, предшествующее осознанному поведению, как социально фиксированной установки, характерного поведения личности в обществе.

Личностный (личностно-ориентированный) подход рассматривает готовность как сложное личностное образование, многоплановую и многоуровневую структуру качеств, свойств и состояний, которые в своей совокупности позволяют конкретному субъекту успешно выполнять деятельность.

Достаточно глубокое изучение понятия готовности к педагогическому труду мы встречаем в работах В. Сластенина, который рассматривает его «. как сложное личностное образование, выступающее важной характеристикой профессионализма учителя-воспитателя и является психическим состоянием, предполагает наличие у субъекта образа структуры определенного действия и профессиональной направленности сознания на его выполнение и включает в себя различного рода установки на осознание педагогической задачи, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата» .

Обстоятельно изучены и вопросы социализации личности. Изучение научно-педагогического фонда свидетельствует, что подходы к решению проблемы подготовки учителя к социализации учащихся содержатся не только в активе выдающихся педагогов-классиков (А. Макаренко, В. Сухомлинский, К. Ушинский, но и современных исследователей (И. Бех, Н. Бибик, В. Болгарина, Л. Варяница, И. Зверева, А. Капская, Н. Лавриченко, Л. Мищик, А. Мудрик, Н. Огренич, Л. Пинчук, Г. Прима, А. Савченко, О. Якуба). Ряд исследователей рассматривает становление личности как процесс социализации (Н. Дубинин, Н. Демин). Подробно раскрывают социализацию как процесс изменения внутреннего состояния человека под влиянием социальных факторов ученые : Д. Белл, М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Маслоу. Педагогические аспекты социализации раскрыто в работах М. Лукашевича, А. Мудрика, И. Кона, Н. Лавриченко, которые установили, что феномен социализации является перспективой становления личности.

В современной педагогической науке, социализация в основном рассматривается как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, включение индивида в социальные отношения (Г. Андреева, М. Корнев, А. Реан и др.). Социализация обеспечивает ориентацию личности на ознакомление и усвоение общепризнанных моральных норм, принципов, правил, приобретенных человечеством, а также их активную реализацию во взаимодействии с социумом. Успешной социализацией может считаться эффективная адаптация человека к обществу и одновременно способность в определенной мере противостоять обществу и тому, что мешает саморазвитию и самоутверждению. Так, Г. Андреева рассматривает социализацию как двусторонний процесс усвоения индивидом общественного опыта путем вхождения в социальную среду и воспроизведение им систем социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

К. Рубчевский видит в социализации постепенное включение индивида в общество, овладение им «человеческими» навыками, определенными знаниями, нормами и ценностями социальной группы, общечеловеческими ценностями.

Особенно важно определение, сформулированное Е. Столбуном, охватывающее основные аспекты и существенные стороны процесса социализации. Он говорит о социализации как о процессе «становления индивида в качестве социального существа под влиянием всей совокупности социальных факторов, социальной среды в целом, куда входят: воспитание, обучение, подготовка к социальным отношениям, приобретение навыков, знаний, умений, овладение нормами, понятиями, ценностями, целями, культурой в целом, формирование самосознания, приобретение способности управлять своим поведением, формирование активного субъекта социальных отношений». Приведенное определение является наиболее удачным и полным, так как рассматривает становление личности в социуме, овладение индивидом общечеловеческими ценностями, позволяющими ему функционировать как полноправному члену общества.

Таким образом, проблема формирования готовности будущих учителей начальных классов к социализации младших школьников на этапе вузовской подготовки оставляет немало открытых вопросов как в теоретической, так и практической плоскости.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Цветная неделя начальной школы»Фотоотчет «Цветная неделя начальной школы» Цветная Неделя начальной школы — это способ организации образовательного процесса, который связан с основным программным курсом, углубляет.

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Фотоотчет «Выпускной начальной школы» ВидеоФотоотчет «Выпускной начальной школы» Видео Еще недавно 4 года назад я принимала этих детей в первый класс. А сегодня они выпускники начальной школы. Вот уже позади 4 года учебы. Ученики.

Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности Итигечева Мария Александровна преподаватель ГПОУ Юргинский технологический колледж, г. Юрга, Кемеровская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ.

План-конспект занятия по художественной гимнастике группы начальной подготовки первого года обучения План-конспект занятия по художественной гимнастике Группы нп -1 года Разработала : Тренер-преподаватель Ситникова Юлия Максимовна Цель:.

Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования Мельникова Юлия Сергеевна Старший воспитатель, МБДОУ «Чайка» Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.

Программа социологического исследования «Роль воспитания в социализации личности» Программа социологического исследования по теме: «Роль воспитания в социализации личности» 1. Методологический раздел. Обоснование проблемы.

Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы» Психологическое здоровье обучающихся начальной школы. Здоровье человека, а значит и ребенка – это физическое, душевное и социальное благополучие.

Рабочая программа по физической культуре начальной школы 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физической культуре составлена на основе основной образовательной программе начального общего.

Из опыта учителя начальной школы «Современные технологии воспитательной работы» Современные технологии воспитательной работы из опыта учителя начальной школы Использование педагогических технологий позволяет наполнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема социализации личности в контексте подготовки учителя начальной школы
Опубликовано: 9 октября 2018 в 19:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД