Елена Василькова
Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников в условиях семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Главенствующая роль семьи определена уже давно, ведь она является для ребенка и средой обитания, и воспитательной средой одновременно. С возрас-том влияние на детей ослабевает, но никогда не перестает быть. Поэтому в пе-риод перехода из статуса дошкольника к школьнику именно родные могут по-мочь в первую очередь. Формированию математических представлений у стар-ших дошкольников должно отводиться важное место. Это связано с тем, что ребенок получает большой объем новой информации, он становится школьни-ком и теперь чаще чем раньше требуется выражать свое мнение, отстаивать его, а для этого необходимо уметь анализировать, делать выводы. Компьютеризация все с более раннего возраста проникает в жизнь людей и поэтому у родителей возникает желание научить ребенка узнавать цифры, считать как можно раньше. Однако основные силы и педагогов, и родителей должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску ре-шений.
Публикация «Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников в условиях семейного воспитания» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Старшая группа
- Темочки
Детям очень нужно и важно внимание семьи, общение в непринужденной обстановке. К тому же так легче донести до ребенка многие математические по-нятия, развить интерес к получению новых знаний. Но вместе с тем, необходимо повышать уровень педагогических знаний родителей. Это возможно при сов-местном сотрудничестве образовательной организации с семьей, в виде роди-тельских собраний, семинаров, конференций, предоставлении им специальной литературы. При наблюдении за детьми на занятиях по математике, маме и папе открывается возможность увидеть достижения своих воспитанников, взять на вооружение какие-либо методические приемы формирования математических представлений. Так же самоанализ своей деятельности может помочь в дости-жении поставленных целей.
Полная включенность семьи в работу образовательной организации луч-ше всего способствует математическому развитию детей [2, с. 44]. Даже частич-ное участие родителей в жизни детского сада или школы весьма заметно сказы-вается на развитии ребят. Но, к сожалению, в сегодняшнем обществе это удает-ся далеко не всегда. Важно помнить, что требования родителей и педагогов не должны противоречить между собой.
Во ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не выделен раздел «Математическое развитие». В образовательной области «По-знавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математи-ческих представлений» [3, п. 2.6]. Основная цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Существуют традиционные направления формирования элементарных матема-тических представлений, так называемые математические эталоны :
- количество и счет;
- величина;
- форма;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени.
И родителям вполне по силам по каждому из этих направлений дать ин-формацию своему ребенку. Но чтобы материал легче усваивался, надо знать, что именно на данный момент изучают в образовательной организации.
Необходимо, чтобы дети начинали знакомство с математикой не с правил, теории; а как знакомство с чем-то удивительным, новым в столь сложном и многогранном окружающем мире. Ведь ребенок каждый день с малых лет стал-кивается с математическими задачами : по какой траектории ползти, как учесть форму и величину предметов, как правильно ориентироваться в пространстве [1, с. 25]. И кто как не семья сможет помочь овладеть столь необходимыми навыками, сформировать желание ребенка узнать что-то новое. В процессе иг-ры, совместно найденные решения проблем, задач, вопросов ценятся намного дороже, чем принудительное зубрение правил. В повседневной жизни - собира-ясь на прогулку, готовя обед, находясь в магазине – можно знакомить малень-кого человека с основами математики. Обращать внимание на величину, форму, количество предметов.
Можно развивать логическое мышление элементарными задачами. Например, если ужинать будут 2 или 4 человека, сколько потребуется тарелок, ложек; сколько понадобилось овощей при варке борща, какой они величины. Изучить форму предметов также можно с помощью наблюдений за окружаю-щим миром: стол – квадратный, мяч круглый, апельсин тоже круглый. Разнооб-разить изучение формы можно с помощью, например, такой игры «кто больше найдет в комнате квадратных вещей». Для знакомства с величиной сравните са-поги - у кого больше, или шарф - у кого длиннее и т. д. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Ребенок дол-жен использовать в своем лексиконе не только слова больше-меньше, но и дру-гие, такие как длинный-короткий, узкий-широкий, высокий-низкий. Также в условиях семейного воспитания можно и нужно знакомить детей с цифрами, счетом: сколько пуговиц на кофте, на каком этаже живете. Математика вокруг нас, и важно показать это ребенку, заинтересовать его тем, что получение зна-ний может быть не только на занятиях в школе или в детском саду, но и в по-вседневной жизни.
Помимо изучения цифр, формы, величины, дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится вокруг него: сле-ва, справа, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события: что было сегодня, что было вчера и что будет завтра. Называйте день недели, спрашивайте его: а какой был вчера, будет завтра. Называйте те-кущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, об-ратите на это внимание. Поиграйте в игру «Как дойти до магазина». Ребенок объясняет взрослому путь, используя слова «прямо», «налево», «направо», «вокруг», «за», «в» и другие.
Для того, чтобы привить интерес к познанию, необходимо, чтобы занятия проходили в игровой форме, чтобы дети даже не замечали, что проходит про-цесс обучения. В школе ребятам потребуются умения сравнивать, анализиро-вать. В связи с этим их надо научить высказывать свое мнение, объяснять свой выбор, решать проблемные ситуации. На помощь родителям в этом вопросе приходят логические игры математического содержания. Они как раз и разви-вают желание и умение учиться, воспитывают познавательный интерес. Не-обычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Они начи-нают понимать, что такая занимательная задачка содержит в себе какую-то хит-рость, которую надо разгадать для получения ответа.
Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике намного легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготовить математические пособия возмож-но и совместно с детьми. Ведь считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, вырезанные из бумаги самостоятельно. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у дошкольника.
Для формирования у дошкольника математических представлений ис-пользуйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка пони-мать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориенти-роваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании этих игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы (например игрушки) и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Таким образом, в игровой форме родители могут привить малышу эле-ментарные математические представления, научить его выполнять различные действия, развить память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают, и это очень важно, самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Список использованной литературы:
1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.
2. Рыжов В. Н. Математическое развитие дошкольников : курс лекций для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 – педагогическое образова-ние, профиль – математическое образование. - Саратов, 2014. – 59 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октяб-ря 2013 г. N 1155)