Елена Алексеевна Благонадеждина
Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад 14, Благонадеждина Елена Алексеевна, воспитатель 1КК
Тема: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через занятия по валеологии».
«Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!»
Я. А. Коменский.
Публикация «Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Сегодня, к сожалению, существует очень низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится брать на себя ответственность за свое здоровье. Культурный человек, по словам И. И. Брехмана, «не должен допускать болезни, особенно, хронической, так как, в подавляющем числе случаев, они являются следствием образа жизни в течение довольно долгого времени». Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья зависит на 10% от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% от состояния окружающей среды, и на 50% от состояния самого человека. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека, является его образ жизни.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы начальных представлений о здоровом образе жизни.
Большую помощь в решении этого вопроса может оказать валеологическое образование. Это целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым, а также культуры здоровья личности и общества.
Проанализировав научную литературу, результаты исследований, и опыт работы различных специалистов ДОУ, смогла выявить условия формирования положительной мотивации у дошкольников к ЗОЖ :
1. создание вокруг детей предметно - развивающей среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ;
2. наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении детей;
3. активная позиция детей в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера;
4. учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий валеологической направленности.
С учетом выявленных условий, мною была разработана и апробирована программа дополнительного образования валеологической направленности «Азбука здоровья», представляющая собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ.
Цель программы: формирование положительной мотивации и потребности детей дошкольного возраста в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
3. Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением, а также условиями жизни.
4. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, потребность быть здоровым и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.
Программа занятий состоит из 6 блоков :
1 блок «Знай свое тело». Дети знакомятся с частями тела и органами чувств человека и получают представления о функциональном назначении для жизни и здоровья человека.
2 блок «Скажи «нет» вредным привычкам». Параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
3 блок «Соблюдай правила гигиены». Расширяются представления детей о важности для здоровья гигиенических процедур, закаливания. Особое внимание уделяется формированию практических умений, и навыков соблюдения правил гигиены.
4 блок «Соблюдай режим дня». Расширяются представления о важности сна, питания для здоровья детей. Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.
5 блок «Следи за датчиком настроения». Дети получают представления о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Повышается психоэмоциональная устойчивость.
6 блок «Занимайся физкультурой». Дети получают представления о составляющих ЗОЖ, о значении физических упражнений для организма человека, о пользе подвижных игр и занятий спортом. Знакомлю детей с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Для повышения результативности в формировании потребности детей в ЗОЖ использую современные здоровьесберегающие технологии:
- технологии обучения ЗОЖ (циклы познавательных занятий, самомассаж, игротерапия, коммуникативные игры);
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (физкультминутки, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, релаксация);
- корригирующие технологии (цветотерапия, сказкотерапия, психогимнас-тика, музыкальное воздействие, коррекция поведения).
На занятиях использую разнообразные методы обучения: словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека. Наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов. Практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.
В группе создан Центр сохранения здоровья «Советы доктора Айболита», в котором дети получают знания валеологического характера. В Центре накоплен материал: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пособия, плакаты, художественная литература по ведению ЗОЖ, рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены и т. д. Дети самостоятельно и под руководством получают и закрепляют элементарные знания и навыки по формированию начальных представлений о ЗОЖ.
ЗОЖ не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенком в детском саду способствует решению поставленных задач. Любая деятельность детей (образовательная, спортивная, досуговая, двигательная активность, художественное творчество и др.) носят валеологическую направленность, и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к ЗОЖ, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Обучение ребенка через все виды деятельности во время пребывания его в ДОУ, так же поддерживается родителями дома.
Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. «От навыка к привычке, от привычки к потребности, от потребностей – к ЗОЖ - таким должен быть алгоритм деятельности в направлении здоровьесбережения детей».