Лучший педагог года

Формирование неречевого слухового гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе музыкальной деятельности

Евгения Дрожжина
Формирование неречевого слухового гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе музыкальной деятельности

(Слайд№2) Незрелость фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста является массовой проблемой, приводящей к речевой недостаточности. При ОНР всегда наблюдается выраженное запаздывание и качественное своеобразие фонематических процессов. Специфическими логопедическими средствами добиться стойкого коррекционного эффекта без помощи музыкального руководителя удается не всегда. Это связано со спецификой формирования в онтогенезе слуховых процессов. Фонематические процессы как более зрелое языковое обобщение звучащего речевого потока – явление в речи ребенка достаточно позднее. Они могут полноценно сформироваться лишь при условии своевременной квалифицированной стимуляции акустико-перцептивных процессов, к которым относятся неречевой и речевой слуховой гнозис. Как известно, формирование речевого слухового гнозиса (узнавание, различение и распознавание речевого потока на слух) – прерогатива логопеда, однако эти процессы опираются, в свою очередь, на узнавание, различение и распознавание на слух неречевых сигналов – природных и бытовых шумов, музыки и звучание музыкальных инструментов, а также речевой просодики – ритмико-мелодико-интонационной составляющей звучащей речи.

Публикация «Формирование неречевого слухового гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах

Целенаправленная разработка музыкальным руководителем программы стимуляции неречевого слухового гнозиса у детей с ОНР является актуальной, остро востребованной современным образовательным процессом в ДОУ и осуществляется по следующим направлениям: диагностика и развитие способности узнавать, различать и распознавать

- природные шумы;

- бытовые шумы;

- ритмы;

- музыкальные произведения и музыкальные инструменты;

- просодический компонент речи.

Остановимся более подробно на каждом из этих направлений.

Слайд№3

1. Природные шумы. В наше время взрослые стараются развивать умственные способности дошкольников, учат их работать на компьютере, общаться на иностранных языках. А учат ли слушать и слышать? Ответ на этот вопрос, скорее всего не может быть положительным. Между тем развитие умения слушать тесно связано с духовным развитием детей. Вслушиваясь в звуки окружающего мира - природы, человеческого голоса, своего дома, в музыкальные звуки - ребенок развивается духовно, ведь слух по мнению Б. Пастернака, является «глазами души». «Всегда перед глазами души какая-то модель, к которой надо приблизится, вслушиваясь, совершенствуясь, отбирая» (Б. Пастернак. Эссе «Шопен»).

На занятиях по музыкальному воспитанию уделяю большое внимание проблеме формирования у детей умения слушать. Однако на практике дошкольники иногда вроде бы «слушают музыку, но фактически её не слышат» (Л. В. Школяр). И поэтому у детей необходимо формировать умение слушать звуки окружающего мира, частью которых являются и звуки музыкальные.

На занятиях по музыкальному воспитанию использую следующие задания на развитие умения воспринимать и различать на слух природные и бытовые шумы.

Слайд№4

Игра «Замри и слушай». Дети свободно двигаются по залу под музыку. После того как музыка умолкает, они останавливаются и в течении 30-40 секунд стоят неподвижно. Детям следует внимательно прислушаться к звукам, которые звучали в зале и за его пределами. Затем, после слов «Говорим о звуках» дети рассказывают о том, что услышали, но только жестами и в полной тишине.

Слайд№5. Если звук, о котором говорил один ребенок, был услышан другими детьми, то они показывали пальчиками на свои уши. Если звук не был услышан, то дети закрывали ладошками уши.

Слайд№6

Игра «Звуковой калейдоскоп». Одним из любимых занятий детей стало создание звуковых калейдоскопов. Такого рода задание мы стали выполнять после того, как один из детей принес с собой детский калейдоскоп, и по образцу этой игрушки мы решили создать узор звуков. Первый звуковой калейдоскоп мы создавали вместе. Детям было предложено пошуршать бумагой, хлопнуть в ладоши, простучать кулачком по столу, а также можно было предложить свои варианты. Таким образом, все находящиеся на занятии дошкольники смогли принять своё участие в создании калейдоскопа. Таким образом, обучая детей слушать звуки окружающего мира и различать их на слух, мы развиваем у них и умение воспринимать музыку.

Слайд№7

2. Бытовые шумы

Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни - мелодичные, другие - похожие на шум.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и невкусный.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, толстые металлические крышки, кухонные миски и т. д.) получают все большее развитие.

Слайд№8

3. Ритмы.

Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется её властным законам. Ритм, как невидимое сердце, дает музыке жизнь и поддерживает её. Ритм осознается и осваивается только в движении. Действие всегда является единственно надежной гарантией усвоения любого знания. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю» (древняя китайская мудрость). Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции эффективно осуществляется при использовании «звучащих жестов» (термин Г. Кеетман). Звучащие жесты - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. В работе по развитию неречевого гнозиса у дошкольников использую звучащие жесты в различных видах музыкальной деятельности : движение, танец, слушание танцевальной или маршевой музыки, подвижных играх.

Слайд№9

(например, «Поймай грибок»)

Слайд№10

упражнения на релаксацию на занятиях по логоритмике «Мелкий дождик моросит». Для детей такая игра - естественная потребность, а для педагога - средство воспитания интонационного и тембрового слуха.

Слайд№11

4. Просодический компонент речи.

Слайд№12

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т. д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы используем приемы, предложенные Бабиной Г. В., Бабушкиной Р. Л., Власовой Т. М., Емельяновой Л. Ф., Лопатиной А. В., Серебряковой Н. В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

На занятиях логоритмики используем следующие упражнения:

- «Инопланетянин» на развитие голоса и речевого нижефрагмального дыхания, воспитание мягкой низкой голосоподачи, развитие артикуляционной и мимической моторики, мелкой и общей;

-«Ветер», «Отправляемся в полет», «Альпинист-булыжник» развитие голоса, дыхания, мелкой моторики и др.

Слайд№13

5. Музыка и музыкальные инструменты.

Работа по развитию неречевого гнозиса у детей с ОНР на занятиях по музыкальному воспитанию предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям этого возраста.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами успеха работы с ними.

Разные обычные в быту предметы составили основу нашего необычного оркестра «Игрушки-погремушки».

Слайд №14 «Объявление»

ИНСТРУМЕНТЫ для игры в оркестре были изготовлены детьми с помощью родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Всеми были проявлены творчество, выдумка, мастерство и изобретательность

Слайд №15 А первое выступление музыкантов оркестра было назначено на празднике посвященному «Дню Матери».

Слайд 16

Вниманию родителей также был предложен семейный экологический проект выходного дня, «Без музыки не проживу и дня», в котором даются практические советы по изготовлению музыкальных шумовых инструментов, а также организации совместного досуга с детьми по теме звуки окружающего нас мира какие они?

Углубленную работу по элементарному музицированию с дошкольниками осуществляю в ходе работы кружка «До-ми-соль-ка». Репертуар для работы по элементарному музицированию включает: классическую музыку, музыку для детей, произведения русского народного фольклора и фольклора разных стран мира, детские стихи и др. Весь репертуар разделила по тематике времена года:

Слайд№17

«Дождинкины осенины», «Морозкины забавы», «Весновкины прибаутки», «Зеленый урок»

Слайд№18

Особенно полюбились детям «Сказочки-шумелки» авт. С. и Е. Железновых. В процессе озвучивания сказок развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

Вывод. Таким образом, системная работа по вышеперечисленным направлениям кроме слухового восприятия стимулирует слуховую память и внимание, что позволяет осуществить комплексное развитие слуховых функций у детей, а, начатое в более раннем дошкольном возрасте, такое развитие во многом обеспечит профилактику последующей фонематической недостаточности у детей.

Публикации по теме:

Методика работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией Разработкой методики преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией занималась Е. Ф. Архипова, Л. В.

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» Паспорт проекта Раздел Программы Речевое развитие Тематическое поле Познакомить родителей о значении фонематических процессов у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование неречевого слухового гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе музыкальной деятельности
Опубликовано: 26 октября 2014 в 20:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД