Ольга Русина
Формирование нравственных ценностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных ценностей у дошкольников.
Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Формирование нравственных ценностей у дошкольников» размещена в разделах
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры.
Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.
Забота о близких. Заповедь «Чти отца своего и мать свою». Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность).
Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении, где на помощь родителям в формировании духовно-нравственных ценностей приходят педагоги ДОУ. Важным компонентом выступают наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающиеся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
Важную роль играет художественная литература – богатейший источник, побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, эстетических). Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Игра – ведущая деятельность ребенка, а также в игре дети отражают жизнь любимых героев произведений. Таким образом, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
В старшем возрасте используются пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие.
Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Таким образом: ребенка следует ориентировать на созерцание доброго, положительного. Важно учить его прощать и просить прощение, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним. И конечно, непременным условием успешности формирования нравственных ценностей является любовь родителей и педагогов к детям. Без этого дети не научатся любить окружающих, заботиться о них.