Формирование нравственных чувств и отношений через систему комплексного воздействия на личность ребенка

Ирина Романова
Формирование нравственных чувств и отношений через систему комплексного воздействия на личность ребенка

«Формирование нравственных чувств и отношений через систему комплексного воздействия на личность ребенка»

В наше время телевидение и интернет являются самыми могучими воспитательными факторами.

К сожалению, некоторые телевизионные программы не всегда соответствуют нравственным нормам. На телевидении, в интернете много насилия, жестокости, нескромных рекламных роликов.

Сейчас, когда в повседневной жизни телевидение и интернет заслонили собой все виды искусства, мы, воспитатели должны помочь детям разобраться в самом себе, в окружающей их жизни, научить наслаждаться красотой и создавать ее через художественную литературу, музыку, природу и ее поэтический образ.

Детей надо научить тому, как вести себя в обществе, как относиться к другим людям; в детском саду дети должны получить первые уроки доброты, чести и порядочности, уважения к старшим.

Но суть нравственного воспитания не в назидательных нравоучениях, а в формировании человеческих взаимоотношений с окружающими взрослыми и другими детьми.

Формирование нравственного облика личности происходит в процессе всех видов детской деятельности (игры, труда, учения, общения).

Первая задача, которую мы перед собой поставили – сформировать в каждом ребенке уверенность в себе, свои силы, уважение к себе, чувство значимости. Для этого в группе мы постарались создать условия для внутреннего эмоционального комфорта детей, ощущения себя хозяевами группы:

• украшение детьми группы;

• украшение детьми коробок для сюжетно-ролевых игр;

• придумывание детьми названия своего шкафчика;

• рассматривание семейных фотоальбомов, занятие «Самые любимые близкие люди»;

• выставка поделок из природного материала, изготовленных вместе с родителями;

• обсуждение вместе с детьми, построение планов, демократичный стиль общения.

Следующий этап – научить детей понимать свои чувства, управлять ими, а также уметь распознавать эмоциональное состояние других людей.

Управление чувствами представляет для дошкольников большие трудности. Дети этого возраста еще достаточно импульсивны, их поведение часто определяется настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля взрослого.

Но опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, мы знакомим их с основными эмоциональными состояниями и способами их внешнего проявления: радость, печаль, удивление, доброта, злость, задумчивость, обида.

После таких занятий психогимнастикой детям становится легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, а также появляется уверенность в себе. У них формируется понимание последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей, а также положительные черты характера (честность, доброта, отзывчивость, сострадание).

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют театрализованные игры, они заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Глубокие эмоциональные переживания детей на спектаклях накапливают у них опыт эмоционального отношения к прекрасным и безобразным поступкам.

Многие дети оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. И театрализованные занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя. Выступая перед аудиторией, ребенок преодолевает волнение, робость и неуверенность в себе.

Знакомя детей с тем или иным литературным произведением, важно довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. Лучшим способом для достижения этих целей являются, конечно же, театрализованные игры.

Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, считалки, песенки, потешки также открывают детям широкий диапазон нравственных качеств личности: трудолюбие, любовь и дружба, правдивость и любовь к родине, гостеприимство, чувства чести и достоинства, сострадание.

Они сложились у каждого народа на основе огромного жизненного опыта. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует легкому, непринужденному закладыванию в ребенке лучших человеческих качеств.

На основе сказок были проведены занятия: «Дружбой надо дорожить», «В тесноте, да не в обиде», «Очень жить на свете туго без подруги или друга».

Художественная литература как искусство служит передаче и сохранению духовной культуры народа, несет новым поколениям общечеловеческие непреходящие ценности и идеалы. Поэтому очень важно с раннего детства заложить в ребенке интерес и любовь к книгам.

Давайте поговорим о воспитательном значении природы, его трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства, происходит духовное обогащение личности.

Образные выражения, эпитеты помогают детям воспринять окружающий мир, увидеть красоту и неповторимость природы.

Таким образом, мы подошли к формированию эмоциональной отзывчивости по отношению к эстетической стороне мира.

Эстетическое воспитание находится в теснейшей связи с нравственным.

Путь формирования эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребенка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно зрительных, осязательных и слуховых.

Одним из средств нравственно-эстетического воспитания является музыка. Музыку называют «зеркалом души человеческой». Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т. к. в нем отражены человеческие эмоции. Но музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Музыка способна пробудить в человеке самые лучшие его качества: доброту, честь, порядочность.

Новые возможности для нравственного развития детей открываются в игре. Отражая в играх взаимоотношения людей, дети начинают глубже осознавать поведение взрослых, которое становится для них образцом. В игре дети осваивают практику общения со сверстниками, учатся взаимопониманию, согласованию действий.

Дети очень любят играть во «взрослую жизнь», изображая маму, папу, воспитателя, в различные сюжетно-ролевые игры. Именно в таких играх мы можем проследить умение детей вежливо общаться друг с другом, умение уступать, сострадать и дружить.

В совместной жизни, общении и содеятельности дети учатся бережно относиться друг к другу, любить близких, уважать взрослых, быть внимательными к окружающим, поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Чтобы помочь ребенку осознать себя членом детского общества, научить прислушиваться к предложениям и советам других детей, умению уступать, проявлять доброту и заботу, воспитатели с детьми играли в такие игры, как «Вместе нам хорошо», «Клубочек», «Виноградная гроздь», «Скажи о друге что-нибудь хорошее».

Трудно переоценить роль труда, особенно коллективного, в становлении личностных качеств.

При условии целенаправленного педагогического руководства, трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Формируется умение согласовывать действия с действиями товарищей, видеть необходимость в помощи, оказывать ее по собственной инициативе.

Процесс взаимодействия учит детей навыкам общения, отзывчивости (умение предложить свои услуги, помощь, справедливости (обязанностей учитывать интересы сверстников, ответственности.

Воспитываются важные качества: заботливость, бережливость, доброжелательность, честность, правдивость.

Работа с семьей.

Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Весь стиль жизни семьи является воспитывающим. Сама жизнь помогает родителям учить ребенка беречь отдых взрослых, «догадываться» проявлять заботу о близких, справляться об их самочувствии и т. п.

Большое значение в воспитании ребенка имеет эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Стоит прислушаться, как разговаривают члены семьи. Что преобладает – спокойствие или раздражение, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?

Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт.

Консультации и беседы с родителями:

«Роль семьи в воспитании нравственных чувств ребенка»,

«Как помочь ребенку стать добрым», «Игра – школа нравственного поведения».

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственных чувств и отношений через систему комплексного воздействия на личность ребенка
Опубликовано: 4 октября 2022 в 07:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День информатики

 Сегодня в России отмечают день рождения отечественной информатики, потому что первая советская ЭВМ, прообраз современного компьютера, была официально зарегистрирована 4 декабря 1948 года. Сейчас уже...

4 декабря. День заказов подарков и написания писем Деду Морозу

С наступлением декабря люди начинают активно готовиться к Новому году: запасаться праздничными атрибутами, наряжать ёлки, украшать квартиры и витрины магазинов гирляндами. А дети, предвкушая праздник, уже...


Горячие темочки