Наталия Путримова
Формирование обобщённых способов конструирования для развития творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Путримова Наталия Юрьевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 142",
г. Дзержинск
I Международная заочная научно-практическая
конференция
"Формирование обобщённых способов конструирования для развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги. "
Публикация «Формирование обобщённых способов конструирования для развития творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В современных условиях стремительно происходящих изменений в социально – экономической и технологической областях жизни нашего общества многократно возрастает роль образования как основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности.
В связи с этим особое значение приобретает оптимизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка.
Анализ раздела «конструирование» показал, что в программе большое внимание уделяется творчеству.
Но не раскрывается система обучения детей обобщенным способам конструирования и творчеству.
С целью выявления и изучения развития творчества и формирования навыков конструирования из бумаги была проведена диагностика. Мы модифицировали диагностику по программе «Детство», исходя из системы обучения конструированию, заложив в неё технические и творческие критерии. К техническим мы отнесли следующие навыки: сгибание квадрата по диагонали, сгибание квадрата по прямой. По прямой, закручивание в цилиндр, закручивание в конус. К творческим – создание замысла, подбор материала, новизна тематики.
Исходя из данных проведённой диагностики, мы поставили перед собой цель.
Цель: Развитие творчества детей в условиях формирования обобщённых способов конструирования, предусматривающих оптимизацию овладения детьми навыками конструирования из бумаги.
Задачи:
1. Развивать творческий потенциал и индивидуальность детей, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми.
2. Формировать у детей обобщённые способы конструирования из бумаги
3. Развивать у детей чувство композиции, пропорции, сочетание цветов. Формировать художественный вкус.
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
5. Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей.
6. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Поставив перед собой цель и задачи, задались целью изучить дополнительную литературу по формированию обобщённых способов конструирования из бумаги. Была изучена литература таких педагогов, как: Л. А. Парамоновой, О. А. Сафоновой, Л. В. Куцаковой. Нами были выделены следующие теоретические основы.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Конструирование из бумаги относится к художественному типу К.
Парамонова раскрыла формы организации обучения детскому конструированию.
• В обучении по образцу обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
• конструирование по модели является усложнённой разновидностью конструирования по образцу.
• Задачи конструирования по условиям выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Эта форма обучения в большей степени способствует развитию творческого конструирования.
Говорить о творчестве детей с позиции понимания данного понятия в широком смысле нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства.
Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.
«Распредмечивание» способов конструирования с целью их обобщения и составляло общую стратегию создания системы формирования детского самостоятельного и творческого конструирования из бумаги.
Для реализации этой общей стратегии, прежде всего было отобрано нескольких достаточно простых способов конструирования, включающих небольшое количество взаимосвязанных операций способообразования, каждая из которых приводит к ярко выраженному промежуточному изменению конструкции. Одновременно эти способы позволяли создавать большое количество разных поделок.
Одной из важных составляющих самостоятельных детских открытий являются способы деятельности, которые в результате их неоднократного использования в разных ситуациях обобщаются.
Так же на занятиях детям предлагались схемы последовательности действий.
Наметили себе следующие этапы работы:
На первом этапе проанализировав соответствующую литературу, мы создали предметно – развивающую среду, где детям предлагалась бумага и картон различной фактуры, так же ножницы, клей, кисти, краски, фломастеры и т. д. Так же был составлен перспективный план работы по конструированию из бумаги в старшей группе.
На втором этапе проводилась работа с детьми по обучению обобщённым способам конструирования из бумаги на занятиях и вне их. В этой работе мы стали использовать схемы последовательности действий, через которые дети познакомились с условными обозначениями. В ходе данной работы выяснилось, что дети с разным уровнем развития по–разному усваивают предложенный им материал. Некоторые дети познакомившись со схемами последовательности действий на первых занятиях, не пользовались ими на последующих. В то время, как другие не могли создать поделку, пользуясь общими схемами и им предлагались индивидуальные.
Вне занятий проводилась работа с более слабыми детьми, а так же с теми, кто хотел научиться новым способам конструирования. Например, Петя, увидев в книге домик, предложил сконструировать его для папы на день рождения.
Одновременно проводилась работа с родителями. Они привлекались к приобретению необходимого материала для занятий, методических пособий. Проводились консультации для родителей как групповые, так и индивидуальные.
На третьем этапе была проведена промежуточная диагностика. Так же проведение открытых занятий для сотрудников детского сада и выступление на педагогическом совете.
Для достижения поставленной нами цели мы проводили следующие практические мероприятия.
Конечно, основным являются занятия. Они планировались следующим образом. На первом этапе работы с детьми осуществлялось вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности.
На данном этапе детям, которые легко осваивали способ конструирования, предлагались более мелкие детали для изготовления поделки. На втором этапе перед детьми ставили задачи проблемного характера, требующие соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию трансформированного характера (старший возраст, что обеспечивало их обобщение. Уже на этом этапе некоторые дети проявляли творчество. Например, Маша на занятии по изготовлению предложенных собачки, свинки и лягушки сказала, что будет делать медвежонка, а Саша сделала юбочку для лягушки. На третьем этапе дети занимались самостоятельным конструированием по замыслу. Детям предлагалась разнообразная бумага и в рамках предложенной темы они конструировали поделки. Так, Соня на занятии по изготовлению цирковых зверей сделала поросёнка в забавной шапочке и с золотистым колокольчиком, а Влад сделал для своей собачки брёвнышко и обруч. Затем провели промежуточную диагностику. Вне занятий проводилась работа с более слабыми детьми.
Таким образом детское конструирование, в силу самой её созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при определённой организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.) и интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская, экспериментирования с материалом (Е. А. Флёрина, Н. Н. Подьяков, возникновения ярких и умных эмоций (А. В. Запорожец, что и позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников.
Условия реализации.
• Конструирование из бумаги может существовать во взаимосвязи с другими видами детской деятельности.
• Согласованность деятельности педагогического коллектива: муз. Рук. Подбор фоновой музыки для занятий. Психолог проводит групповые и индивидуальные тренинги.
• Приобщение детей к занятиям по конструированию приносит им только положительные эмоции.
• Во всех формах организации занятий и самоорганизации создана комфортная развивающая среда.
• Проводится разнообразная работа с родителями: почтовый ящик, консультации, совместные занятия с детьми, в которых родители активно участвуют.
Список литературы:
1. Бабаева Н. А., Логинова В. И., Костина Н. А. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» Спб, «Детство – Пресс», 2002.
2. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» - М., 1976.
3. Дубовицкая Н. В. «Приглашение к творчеству», Детство – Пресс, 2002.
4. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Творческий Центр Сфера М., 2005 г.
5. Лиштван З. В. «Конструирование» Спец. ред. Л. А. Парамонова – М. ,1981.
6. Нечаева В. Г. «Конструирование в детском саду» - М., 1961.
7. Парамонова Л. А., Сафонова О. А. «Проблема формирования обобщённых способов действий : Старший докольный возраст// Дошкольное воспитание. -1985.-№ 9.-Стр. 48-49.
8. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» - М. 2002.
9. Парамонова Л. А. «Формирование обобщённых представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности»// Умственное воспитание дошкольника/ Под ред. Н. Н. Подьякова. -М., 1972.
10. Сафонова О. А. «Конструирование из бумаги»-Нижний Новгород 1994 г.