Сажина Наталья Викторовна
Формирование общения у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ проблемы показывает, что современная психология и педагогика располагают определенными сведениями относительно сущности общения и коммуникативных навыков; отмечается решающая роль общения в психическом развитии ребенка в целом. Существенное место в исследованиях уделено содержанию общения, средствам общения, описанию уровней общения и видов общения, методам изучения общения и межличностных отношений. В то же время представления о практических методах и приемах формирования общения и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными. В связи с этим актуальными остаются вопросы изучения особенностей развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте и выявления психолого-педагогических условий эффективного их развития у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование общения у детей 5–6 лет» размещена в разделах
В дошкольном детстве в результате общения со взрослыми и сверстниками формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из необходимых компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое формирование общения у ребенка-дошкольника, а только организованное в соответствии с нравственными, общечеловеческими принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Так, например, нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-либо другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
Таким образом, основываясь на исследованиях, посвященных формированию общения и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, мы можем сделать следующие выводы:
- во-первых, характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходиться констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных навыков остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных навыков и умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования;
- во-вторых, коммуникативные навыки и умения нужно формировать в процессе различных видов деятельности, главным из которых является развитие речи, без которого невозможен процесс коммуникации.
- в-третьих, принимая во внимание возрастные особенности детей, необходимо подобрать такой комплекс направлений, форм, методов и приемов психолого-педагогической работы, при которых формирование коммуникативных навыков осуществлялось бы наиболее успешно.
Данная проблема остается актуальной, она представляет интерес для дальнейшего исследования и развития, поиска новых способов и средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.