Получи документы

Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

Пинегина Оксана
Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу на современном этапе и представленными в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Пункт 1.6 Общих положений стандарта раскрывает новые задачи, которые стоят сегодня перед педагогами. Одной из первоочередных является задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей» [2].

Публикация «Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Хорошее здоровье – это фундамент дальнейшего благополучия детей. Для функционирования всех систем организма большое значение имеет правильная осанка как комплексный показатель состояния организма.

Самым ответственным периодом для ее формирования является старший дошкольный возраст. В это время идет интенсивный рост и развитие опорно-двигательного аппарата, укрепляется мускулатура и закладываются основы гармоничного телосложения. Соответственно, возрастает и риск возникновения различных нарушений осанки, обусловленных влиянием факторов внешней среды, а также недостаточным педагогическим воздействием. Педагогам необходимо создать необходимые условия для привития ребенку стремления к красивой осанке как к элементу культуры.

В педагогической науке и практике проблема формирования правильной осанки рассматривалась в различных аспектах в теории и методике физического воспитания детей. Так удалось решить следующие проблемы исследования:

- рассмотрены особенности формирования опорно-двигательного аппарата у детей (И. К. Шилкова, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, Е. Н. Фокина и др.);

- доказано, что физические упражнения влияют на формирование правильной осанки (В. Г. Алямовская, М. И. Фонарёв, В. А. Епифанов и др.);

- изучены и описаны методические подходы к формированию правильной осанки (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, С. О. Филиппова).

Однако, несмотря на имеющиеся научные труды, не все вопросы проблемы решены окончательно. В современных условиях продолжаются поиски путей повышения эффективности образовательной работы по формированию правильной осанки у детей с учетом новых требований стандарта при организации различных видов деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Исходя из актуальности проблемы и недостаточной разработанности её в практике, мы определили тему нашего исследования: «Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели в работе определены задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования правильной осанки у дошкольников, выявить сущность понятия «правильная осанка».

2) Рассмотреть особенности формирования осанки у детей в старшем дошкольном возрасте.

3) Проанализировать педагогические условия формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в образовательной работе.

4) Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- обобщение материала;

- анализ и синтез изученной литературы

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности студентов, воспитателей для повышения эффективности процесса по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Определение понятия «правильная осанка»

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. Хорошее физическое развитие и полноценное состояние организма невозможны без правильной осанки, одного комплексных показателей здоровья ребенка.

Для достижения цели исследования необходимо в первую очередь уточнить сущность понятия «правильная осанка».

При упоминании о хорошей осанке, мы сразу представляем себе собранного и подтянутого человека, с развернутыми плечами и прямой головой. В толковом словаре Ожегова слово «осанка» трактуется преимущественно с точки зрения положения корпуса, склада фигуры, оно имеет следующее значение – «внешность, манера держать себя» [22].

Понятие «осанка» является предметом изучения различных наук – медицины, физиологии, спортивной морфологии, педагогики. В учебных и справочных изданиях приводятся различные определения.

Так, С. Н. Попов говорит об осанке, как о «привычном положении тела непринужденно стоящего человека», при этом она зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника, т. е. его изгибов [15]

А. Д. Рубцова отмечает, что «правильная осанка при отсутствии патологических изменений в костно-мышечной и нервной системе является таким же условно-двигательным рефлексом, приобретаемым ребенком в процессе развития, как например, условный рефлекс еды вилкой или ложкой» [8].

В медицинской литературе осанка определяется как «сложный акт координированных динамических, и статических напряжений и расслабления в нервно-мышечном аппарате, осуществляемых процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе, а именно: в коре головного мозга» [16].

По мнению А. А. Потапчук, «осанка – это характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающих способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологиеское положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др., и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение естественных основных и. профессиональных движений [11].

У автора В. К. Добровольского: «Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения» [11].

В приведенных формулировках можно увидеть несколько составляющих: биологическое начало, социальные, эстетические и гигиенические аспекты и их значение.

Основу тела человека cоставляет позвоночник, который образован 33-34 короткими костями-позвонками, расположенными друг над другом. Отличительной особенностью позвоночника человека является наличие шейного, грудного, поясничного и крестцового физиологических изгибов, что обеспечивает вертикальное положение тела. Два изгиба кпереди – шейный и поясничный лордозы, два изгиба кзади – грудной и крестцовый кифозы [5].

Благодаря изгибам центр тяжести тела стоящего человека переносится назад и находится на отвесной линии, проходящей между ступнями ног, ближе к пяткам. Такое положение центра тяжести обеспечивает сохранение равновесия и значительно облегчает ходьбу на двух ногах. Прослойки из хрящевой ткани между позвонками и изгибы делают позвоночник более упругим и гибким.

Тело и позвоночный столб поддерживаются в вертикальном положении многими мышцами, особенно мышцами шеи, туловища, спины. Понятие об осанке складывается с учетом положения головы, плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей. Но в осанке главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного напряжения различных мышечных групп, соотношение всех действующих сил между собой [5].

Рассмотрим, каким должно быть правильное соотношение различных частей тела в положении стоя.

Голова - это рычаг первого рода с точной опоры в области затылочной кости. Линия центра тяжести проходит впереди опоры через наружное отверстие слухового прохода по заднему краю нижней челюсти. Для уравновешивания головы необходимо напряжение затылочных мышц.

Центр тяжести грудной клетки находится впереди позвоночного столба и для удержания туловища необходимо напряжение разгибателей спины.

Поясничная часть позвоночника – центр тяжести находится сзади тел поясничных позвонков и для сохранения вертикального положения туловища должно быть напряжение мышц брюшного пресса.

Центр тяжести тазобедренного сустава проходит через середину поперечной оси, соединяющей оба тазобедренных сустава. Таз имеет определенный угол наклона и удерживается в нормальном положении благодаря гармоничной работе сгибателей и разгибателей бедра.

Коленный сустав – центр тяжести находится впереди коленного сустава, для уравновешивания необходимо напряжение икроножных мышц. Для уравновешивания тела в голеностопном суставе также необходимо уравновешивание икроножных мышц [16].

Правильное положение тела обеспечивается благодаря равномерной мышечной тяге и взаимному тонусу мышц плечевого пояса, шеи, спины, таза и задней поверхности бедер. При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, отсутствуют повороты таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибы позвоночника или косое расположения таза во фронтальной плоскости, все остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек [16].

Физиологи рассматривают осанку как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания. Формирование осанки идет по механизму образования временных связей и условных рефлексов[24].

Итак, правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

Нормальная осанка связана с умением сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности. Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык [8].

Осанка определяется конституцией человека, является врожденным свойством человека. Осанка имеет уникальные, только ему присущие особенности. Они зависят от следующих факторов: состояния костей, связок и мышц; двигательных стереотипов, т. е. набора рефлексов, обеспечивающих выполнение привычных действий, и особенностей телосложения. Однако, осанка способна совершенствоваться в процессе индивидуального развития.

На формирование осанки оказывают влияние различные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. К факторам внешней среды относятся условия жизнедеятельности ребенка – сон, бодрствование, режим дня, организация рабочего места, двигательный режим и т. д. Неблагоприятные внешние условия отрицательно сказываются на формировании осанки детей, организм которых ослаблен действиями эндогенных факторов (например, рахит, гипотрофия, частые вирусные инфекции) [25].

Далее рассмотрим виды нарушений осанки и основные причины их возникновения.

Нарушения осанки – это группа состояний, сопровождающихся устойчивым изменением положения тела при стоянии, сидении и ходьбе [25].

Различные отклонения от правильной осанки не являются заболеванием. Как правило, они носят приобретенный характер. Чаще всего причиной является гиподинамия, неправильная поза при работе и отдыхе, выполнении определенных видов деятельности, ношение тяжестей и др. Нарушения носят функциональный характер. С физиологической точки зрения они связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают «ошибочные» условно-рефлекторные связи. При этом формируется привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок.

Существуют следующие классификации видов нарушений осанки [24] :

1. Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушения осанки в саггитальной плоскости.

Во фронтальной плоскости дефекты осанки не подразделяются на отдельные виды, для данной деформации характерно смещение позвоночной оси вправо или влево. Нарушение заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется «сколиотической» осанкой. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении углов лопаток, как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, асимметрией треугольников талии. Поэтому иногда такую осанку называют «ассиметричной». В положении лежа сколиотическое нарушение осанки исчезает, его видно, когда человек находится в вертикальном положении.

Среди нарушений в саггитальной плоскости выделяют следующие:

- сутулая спина;

- круглая спина;

- кругловогнутая спина;

- плоская спина;

- плосковогнутая спина.

Сутулая спина характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном сглаживании поясничного лордоза. При этом плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

При кругловогнутой спине увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен; голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты; перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

При плоской спине градус кривизны позвоночника сглажены, таз имеет более горизонтальную установку, угол наклона таза уменьшен, сопротивляемость позвоночника снижена. Спина человека производит впечатление доски. Вследствие плохой сопротивляемости позвоночника очень легко образуются боковые искривления – сколиозы. Могут чаще возникать компрессионные переломы позвоночника при действии механических повреждений, а также дегенеративно-дистрофические заболевания.

Для плосковогнутой спины характерно сглаживание грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза. При этом угол наклона таза также увеличен, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, перерастянуты мышцы спины, ягодиц и задней поверхности бедер.

Нарушений осанки в горизонтальной плоскости не выделяют, т. к. при скручивании, вращении позвоночника по или против часовой стрелки выявляется уже не нарушение осанки, а сколиотическая деформация.

Необходимо подчеркнуть, что любые дефекты осанки ухудшают внешний облик человека. Хотя нарушения осанки не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике, занимают промежуточное положение между нормой и патологией. В сущности можно назвать это состоянием предболезни. Это обусловлено тем, что при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний. Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни, что уже требует вмешательства врача-ортопеда. Поэтому нельзя рассматривать нарушения осанки как легкие деформации, не требующие коррекции.

В завершении следует отметить, что хотя осанка в определенной степени является генетически обусловленной, зависит от особенностей телосложения и формируется преимущественно в детском и подростковом возрасте, она может быть изменена путем укрепления мышц и выработки новых двигательных стереотипов. Правильная осанка обеспечивает положение тела, при котором максимально увеличивается объем и эффективность движений; снижается вероятность травм, сохраняется вертикальное положение тела при минимальной нагрузке на мышцы, кости и связки.

Таким образом, одним из комплексных показателей здоровья организма является состояние его осанки. Правильная осанка представляет собой сбалансированное положение тела, она предполагает способность любого человека удерживать тело прямо в непринужденном состоянии, не напрягая мышцы. Чаще всего нарушения осанки обусловлены заболеваниями или плохими гигиеническими привычками.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 18:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД