МААМ-картинки

Формирование правовой культуры старших дошкольников

Евгения Вадимовна Саранина
Формирование правовой культуры старших дошкольников

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Целенаправленная работа по воспитанию основ гражданственности и патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Публикация «Формирование правовой культуры старших дошкольников» размещена в разделах

Первые чувства гражданственности, нравственного становления, гражданско-правовой культуры. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало духовно-нравственного становления, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Нравственность проявляется в поступках и деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой Родине», нравственные чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознаний любви к своему Отечеству («Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»).

Духовно-нравственное воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Задачи воспитания патриотических чувств, формирование гражданско-правовой культуры очень сложны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости.

Метод проектной деятельности мы выбрали для реализации республиканской программы по воспитанию основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста «Растим юного гражданина». Нами был разработан проект «Наш выбор», который рассчитан на 2 года. Участниками, проекта являются дети, родители воспитанников, воспитатели групп, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Мы живем в свободной и демократической стране. Основными ценностями демократического общества являются: гласность, свобода выбора, избирательное право. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения, любви, заботы. Важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Дать дошкольникам представления о правах человека «избирать и быть избранным», иметь собственное мнение и высказывать его окружающим людям, о демократическом устройстве общества. Помочь понять важную истину: «От выбора каждого зависит судьба страны». Важно уметь делать правильный выбор и нести ответственность за принятые решения. Это обусловило актуальность темы нашего проекта.

Цель проекта: создание единого игрового образовательного пространства для старших дошкольников как одной из форм подготовки их к современной жизни в демократическом обществе.

В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) – это такое совместное бытие детей и взрослых, для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Детско-взрослое сообщество строится на принципах событийной жизни всего детского сада, на основе какого-либо события. Такими событиями стали разработка и проведение занятий

«Выборы президента группы»; «Выборы символа группы»; «Выборы правителя страны «Детсадия»; «Выборы Правителя Сказочной Страны»; «Неофициальные символы. Гимн группы».

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданско-правовой культуры дошкольников. Этому способствует:

- оснащение предметно-развивающей среды группы:

Изготовление атрибутов для игр: «Избирательный участок»

Изготовление атрибутики государственных символов России, города Саяногорска, Республики Хакасия;

Оформление уголка «Моя Родина – Россия»

- использование продуктивных видов деятельности: изготовление эмблем, плакатов, и их презентация;

- совместный поход на избирательный участок с родителями;

- встреча с представителями избирательной комиссии.

Проект «Наш выбор» находится в стадии реализации. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности. Работа по реализации проекта дала положительные результаты: родители становятся активными участниками, изменился стиль общения между детьми и взрослыми, установилось тесное сотрудничество между детским садом и родителями.

Конечно, видимые результаты по формированию правовой культуре у старших проявятся не сразу. Ведь даже семечко, посаженное в землю, мгновенно не всходит, нужно время, терпение и труд (поливать, рыхлить, пропалывать сорняки) и только потом собирать урожай. Но недаром мы, педагоги, воспитатели работаем в детском саду, и в том наше призвание: сеять разумное, доброе и вечное.

Список литературы :

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.

2. Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Детский сад от А до Я – М., 2003.

3. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, М. : 2004 г.

4. Феоктистова Т. Из опыта духовно – нравственного воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание – М., 2006.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни Минаева Светлана Васильевна старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная.

Консультация для воспитателей «Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №11» г. Беслана Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания..

Презентация «Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников» Тема по самообразованию. Конкурс "Воспитатель года - 2017" Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование у старших дошкольников основы культуры безопасного поведения на дороге СОДЕРЖАНИЕ Введение…3 Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасного поведения на.

Формирование экологической культуры у старших дошкольников .

Консультация для воспитателей «Формирование правовой культуры и законопослушного поведения детей в совместной деятельности» Правовые знания нужны всем людям как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность воспитания законопослушного поведения детей,.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

Представление педагогического опыта «Формирование правовой культуры социально-ориентированной личности» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен-ствования учебно-воспитательного процесса. На современном.

Природа Приморского края. Формирование экологической культуры у дошкольников по ФГОС «Природа Приморского края»Региональный компонент Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на формирование целостной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правовой культуры старших дошкольников
Опубликовано: 11 января 2019 в 10:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД