МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста»

Калина Рагимова
Консультация для воспитателей «Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Детский сад №11» г. Беслана Правобережного района

Республики Северная Осетия-Алания.

ДОКЛАД

на тему: «Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста»

Рагимовой Калины Рамизовны

2014

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Ребенок с момента рождения наделен правами. Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей.

Проблемы правового воспитания дошкольников подняты в работах С. А. Козловой, Э. К. Сусловой, Н. Ф. Виноградовой, В. И,Ашикова, СХ. Ашиковойа Е. В. Рылеевой.

Сделаны первые попытки в определении содержания работы с детьми дошкольного возраста по правовому воспитанию.

В то же время следует констатировать, что в этих документах намечены лишь общие подходы к решению проблемы содержания правового воспитания детей этих возрастов, что делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Проблема гражданско-правового воспитания имеет органическую связь с происходящими в обществе событиями и явлениями, поэтому целесообразно проследить сущность и особенности правового воспитания на различных исторических этапах.

Первый из известных и уникальный по содержанию и характеру опыт воспитания подрастающего поколения представлен древними греками. Именно в Греции впервые в истории появились школы, в основе которых заложены демократические принципы воспитания. Великие мыслители прошлого Сократ, Платон, Аристотель проявляли интерес к проблемам воспитания подрастающего поколения. Платон в труде "Государство" отмечал, что "игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан".

Вступление человечества в эпоху средневековья ознаменовалось главенствующей ролью церкви, которая, по сути, дискредитировала опыт прошлого, и сводила образование подрастающего поколения лишь к религиозному воспитанию. Окончание этого мрачного периода истории человечества совпало с появлением системы воспитания гражданина посредством знакомства с родным языком, народной педагогикой, овладения общественными и естественными науками, которую обосновал в своих фундаментальных трудах "Дидактика", "Материнская школа" Я. А. Коменский.

Я. А. Коменский выступал за раннее приобщение ребенка к элементарным общественным обязанностям и основам общения граждан в обществе.

Особое внимание хочется обратить на деятельностную природу правовой культуры. Если попытаться выяснить место различных видов человеческой деятельности в правовой культуре, то необходимо прежде всего иметь в виду две области:

1) деятельность непосредственно в правовой сфере и

2) деятельность неправового характера, но связанную со сферой действия права.

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем. Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других. Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав :

1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях : "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".

Анализ исследований в области правовой культуры детей дошкольного возраста

Построение демократического общества в нашей стране потребовало существенной перестройки законодательной и нормативно-рекомендательной базы системы образования.

В рекомендациях ЮНЕСКО (1974г.) основные цели правового воспитания определяются как воспитание человеческого достоинства; формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности; передача знаний о правах человека в национальном и международном измерениях; воспитание понимания неразрывной связи прав человека и сохранения мира на Земле. Советом Европы в мае 1985г. разработана Рекомендация № Р (85)7 комитета Министров о преподавании и изучении прав человека в школах, которая советует включать в школьные программы права человека, социальные и интеллектуальные навыки, необходимые для понимания прав человека и содействия этим правам, знания, которые должны быть приобретены при изучении прав человека.

Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено :

а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;

д) на воспитание уважения к окружающей природе.

Диагностика уровня правовой культуры ребенка старшего дошкольного возраста

С целью формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности был организован формирующий эксперимент. В процессе эксперимента был осуществлен поиск педагогических условий формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности.

Цель декомпозировалась в следующие задачи:

- выявить специфику формирования основ правовой культуры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

- разработать и апробировать программу повышения квалификации дошкольных работников и учителей начальной школы по проблеме "Обеспечение правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях современного ОУ";

- разработать и апробировать программу взаимодействия педагогов образовательного учреждения и родителей воспитанников по правовому просвещению.

Формирующий этап эксперимента проводился в группах дошкольного образовательного учреждения № 11 "Чебурашка" г. Беслане в течение месяца. Работа с детьми младшей и средней группы носила пропедевтический характер, формирование основ правовой культуры было сосредоточено в старшей и подготовительной к школе группе.

Для проверки эффективности разработанного нами содержания и технологии были выделены две экспериментальные группы в количестве 20 детей 6-7 лет.

В соответствии с целями и задачами работы на формирующем этапе эксперимента были подобраны и средства формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности.

Первый этап констатирующего эксперимента был направлен на изучение уровня правовой культуры детей старшего дошкольного возраста и включал три серии поисковой работы: 1 – «Беседа», 2 – «Игровая деятельность» и «Творческие задания», 3 – «Проблемные ситуации».

На этом этапе экспериментальной работы использовались такие методы, как групповые и индивидуальные беседы, наблюдение за игровой деятельностью детей, создание проблемных ситуаций и организация выполнения серии творческих заданий. Для обработки результатов первой серии экспериментальной работы была сформирована экспертная группа, в которую вошли заведующие, заместители заведующих по учебно-воспитательной работе, психолог, воспитатели ДОУ.

Тематика бесед выстраивалась в соответствии с "Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ ". Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Мы остановились на частично стандартизированной форме беседы-интервью. Она предполагает стойкую стратегию и более свободную тактику.

Полученный материал позволил сделать следующие обобщения.

Отвечая на первый вопрос беседы: " Ты и я: кто мы? Как нас с тобой можно назвать, дети предлагали такой вариант ответа, как "пара" и "подружки". Индивидуальные беседы со старшими дошкольниками с опорой на картинки с изображением животных, растений, предметов, людей показали, что у значительного процента опрошенных детей сформировано конкретное представление о себе как о человеке, члене человеческого рода. Это свидетельствует о том, что дети идентифицируют себя с представителями человеческого рода, но в их речи отсутствует обобщающее понятие "люди", а значит, и нет общего представления о человеке и человеческом сообществе.

При анализе ответов на второй вопрос "Чем люди отличаются друг от друга" и третий "Чем люди похожи друг на друга", отмечаем, что опрашиваемые дети чаще акцентировали внимание на внешних признаках схожести и отличия людей (глаза, волосы, лицо). Для более точного выявления представлений детей интервьюерам приходилось использовать такой прием, как сравнение, когда детям предлагалось сравнить себя и педагога. Дети так же обращали внимание на внешние признаки сходства и отличия, и только потом, с помощью дополнительных вопросов педагогов, переходили к анализу возрастных отличий, выражению эмоций, чувств, особенностей поведения, характера, половой и социальной принадлежности.

Этот факт подтверждает многочисленные исследования педагогов о том, что дошкольники самостоятельно, без помощи педагога, не замечают существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой признак, как обладание каждым человеком правами и обязанностями, детьми не рассматривался вовсе. Этот факт послужил поводом к тому, что интервьюеры предложили детям дополнительные вопросы: "Все люди схожи друг с другом и тем, что они обладают равными правами. А о каких правах известно тебе?" Однако, дети по-прежнему испытывали затруднения в своих ответах.

Поэтому я поставила перед собой цель: сформировать у детей способность к нравственным поступкам, приобщая детей к основам правовой культуры.

Для реализации этой цели определила следующие задачи:

1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Организуя работу по данному направлению, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Начиная работу по правовому воспитанию, прежде всего с помощью опросников выявила:

- уровень представлений старших дошкольников о правах и обязанностях человека;

- о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе;

- устанавливалось наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к своим правам и обязанностям.

Уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса воспитания детей старшего дошкольного возраста

Диагностика исходного уровня представлений детей моей группы о правах и обязанностях показала, что: детей с высоким уровнем составляет 0%, средним – 10%, низким – 90%.

В своей работе я использовала формулу:

P = N1 * 100%

N2

P-процент

N1 -общее количество опрашиваемых

N2 - общее кол-во ответов

Мною разработан проект по теме “Знакомимся со своими правами”. В проекте запланированы мероприятия, позволяющие в полной мере осуществлять нравственное воспитание, рассмотрев со всех сторон критерии нравственности. В работе с детьми использовались проективные методики, беседы. Содержательную информацию о психологическом климате семьи получили из рисунков на тему: “Моя семья”, “Самый добрый человек”.

К концу учебного года диагностируемые результаты по сравнению с сентябрём значительно улучшились. Так, количество детей с высоким уровнем стало – 10 %, со средним – 80%, низким – 10 %.

В перспективе планирую продолжить работу с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению детей с собственными правами посредством проекта “Откуда мы родом”.

Считаю важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребё нок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых.

Экспериментальное изучение уровня развития правовой культуры дошкольников, а также проведенные занятия по повышению данного уровня позволяют сделать следующие выводы:

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

- права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

- права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.

В результате проведенного эксперимента можно придти к заключению о том, что после проведения серии занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права. Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания выросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем знаний в области права.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: задачи и методы» «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

Консультация для воспитателей «Формирование правовой культуры и законопослушного поведения детей в совместной деятельности» Правовые знания нужны всем людям как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность воспитания законопослушного поведения детей,.

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине» Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Сценарий мастер-класса для воспитателей «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста» Цель: повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей в организации работы по формированию культуры здоровья у детей.

Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цели: повысить педагогическую компетентность.

Учебно-методический материал для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но.

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» 1. Что такое культура поведения и речевой этикет? В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определяющем.

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Воспитание Культуры Поведения у детей старшего дошкольного возраста! Для вас, родители: Возраст от 5 до 6 лет - новый важный этап в развитии.

Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 января 2019 в 20:37
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД