Любовь Козлова
Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ «Детский сад № 31 комбинированного вида «Звёздочка» г. Орска»
Семинар – практикум
для
воспитателей
групп общеразвивающей направленности
в рамках методической недели, посвященной
Дню родного языка
«Формирование предложно падежных конструкций у детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед I категории
Козлова Л. В.
Формирование предложно падежных конструкций у детей дошкольного возраста
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
Публикация «Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
развитие творческой активности педагогов по обновлению содержания образования, освоению и внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс;
демонстрация практического применения форм, методов, технологий обучения и воспитания по разрабатываемой теме;
В настоящее время, родители детей 4 – 6 лет уделяют большое внимание подготовке детей к школе, им хочется поскорее научить ребенка читать и писать. Но не у всех дошкольников процесс овладения речью происходит одинаково. У некоторых детей возникают трудности в построении фразы или предложения, из-за беденности словарного запаса, они неправильно подбирают слова в результате чего нарушается смысл высказывания, не умеют правильно пользоваться грамматическими связями, управлением и согласованием слов в предложении, не могут повторить фразу, состоящую из четырех и более слов, искажают их порядок и количество. В самостоятельной речи они используют простые нераспространенные предложения, но даже и здесь наблюдаются ошибки при употреблении падежных окончаний, приставок, предлогов, согласования различных частей речи. Причина таких ошибок – не сформированность пространственных понятий, которые проявляются в не сформированности операции грамматического структурирования речевого высказывания, виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их в импрессивной речи, из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Предлоги – это служебные слова, не имеющие номинативного значения выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
(Педагогам предлагается вспомнить, что такое предлог и какую функцию они выполняют в речи).
Предлог – служебная часть речи используется для связи слов в предложении, стоят либо перед существительным (в платье, либо перед определением относящимся к этому существительному (в красном платье).
(Педагогам предлагается вспомнить последовательность появления частей речи в онтогенезе детского развития).
В онтогенезе развивающейся детской речи отмечается следующая последовательность появления частей речи существительные --> глаголы --> прилагательные-->местоимения-->наречия-->числительные-->служебные слова.
Как видим, служебные слова (предлоги) появляются позже всех знаменательных частей речи. Так, на начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (вместо «на столе» - ребенок говорит «толе» и т. п). Но этот период непродолжителен.
Раньше всего в речи ребенка усваиваются предлоги в их первообразном значении для обозначения пространственных отношений. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются. В процессе работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях наиболее значимыми являются следующие принципы:
- Принцип комплексности. Нарушение предложно-падежных конструкций не является чаще всего изолированным нарушением. ( нарушены: грамматический строй речи, лексика, фонематические функции, звукопроизношение).
- Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).
- Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Процесс развития любой функции речи, как и любой психической функции вообще, должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т. е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
- Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала, работа по формированию навыка употребления предлогов должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. Использование учебного материала, методических приёмов подчинены данному принципу обучения от простого к сложному. Так, на начальном этапе формирования навыка правильного употребления предлогов работа начинается с усвоения значений предлогов, а затем проводится обучение использованию этих предлогов в словосочетаниях и предложениях разных типов, сперва в диалогической речи, в дальнейшем - закрепление в связной речи.
- Принцип системности. Методика устранения нарушений употребления предложно-падежных конструкций представляет собой систему методов, направленных на преодоление данного пробела.
- Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушения, (т. е. учитывается степень выраженности и характер ошибок при употреблении предлогов в падежных конструкциях).
- Онтогенетический принцип. При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в процессе нормального онтогенеза: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др.
- Принцип ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, которая становится средством усвоения языковых закономерностей.
Основная задача воспитателя – научить детей практически пользоваться фразовой речью, правильно употреблять в ней основные грамматические категории, сформировать навык практического словоизменения по числам, падежам, временам, лицам родам. Для этого на предметных занятиях, в игровой и свободной деятельности проводятся, специальные грамматические упражнения, с учетом следующих этапов работы над предлогами.
• Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
• Дифференциация предлогов в устной речи детей.
• Формирование звуковых грамматических обобщений.
• Осознание словесного состава предложения.
В работе с детьми 3 – 4 лет особое внимание следует уделить практическому знакомству с предлогами при работе над падежными формами существительных. В первую очередь необходимо, чтобы дети поняли разницу между предлогами В – НА, ИЗ – С, ПОД – НАД.
Названные предлоги наиболее обиходны, доступны и удобны для наглядного оформления. Например:
Положи карандаш в коробку, на коробку, под коробку.
Подними карандаш над коробкой.
Убери карандаш с коробки.
Достань карандаш из коробки, положи его рядом с коробкой.
Для закрепления этих понятий важно сопоставление действия и речи.
При обучении детей пользованию предлогами в речи важно интонационно выделить предлог и изменяемое окончание:
лежит на столе,
под столом,
убрал со стола и т. п.
Ознакомление детей с предлогами, рекомендуется проводить в следующей последовательности: предлоги в, на, с, у, по, под, над, выражают пространственные отношения, соответствуют вопросам:
где? (Была в садике. ,
куда? (Иду в садик. ,
откуда? (Иду из садика).
Предлоги к, от, служат для выражения пространственных отношений, соответствуют вопросам куда, откуда?
Прискакала к теремку лягушка. (куда);
Я отодвинул стул от стола. (откуда).
Как уже говорилось, воспитатель организует речевую практику детей на специальных занятиях. Материалом для таких занятий могут быть игрушки, предметы одежды, обуви, посуда, пища. Создавая определенную игровую ситуацию, воспитатель просит детей назвать полным предложением действия каждого персонажа:
Мама идет на кухню;
Катя лепит из пластилина грибок.
Задавая детям, наводящие вопросы в беседе по сказке, побуждает тем самым отвечать определенными фразами, например:
Куда зашла лисичка-сестричка? Лисичка-сестричка зашла в теремок.
Куда спрятал Буратино машинку? Буратино спрятал машинку под стол (за дерево, в шкафчик).
Используя игровую ситуацию по демонстрируемым действиям удобно ввести конструкцию с предлогом С, имеющим значение совместимости:
играл с мишкой, с собачкой;
разговаривал с Валей;
играл, (рисовал) с мамой.
Предложения, составленные по демонстрируемым действиям должны обязательно проговариваться детьми целиком. Если ребенок допускает ошибку в предложении, воспитатель должен его поправить и попросить повторить предложение ещё раз.
На занятиях по обучению детей употреблению предлогов нужно обязательно показывать пространственные отношения предметов. Для этого используют
кубики,
пирамидки,
книги и др. игрушки.
Действие, показывающее строительство домика, необходимо сопровождать словами:
«Ставим кубик на кубик, сделали стену.
За стеной стоит столик (Показать положение предмета за стеной).
На столе стоят чашки, под столом скамейка (Положение предмета на столе и под столом обязательно показать, тогда ребенок легче усвоит словосочетания с предлогами и, главное будет правильно называть реальное отношение предметов).
Для усвоения конструкции с предлогом У, используются
картинки или лото,
загадки о животных, сопровождаемые вопросами: «У кого рога? У кого длинные уши, острые когти?»
Составляя предложения, дети обязательно должны показать предмет о котором они говорят.
Знакомя детей с предлогами : в, на обращаем внимание на изменение окончаний:
Где лежат картинки? – В папке на столе;
Убери картинку, на которой нарисован мишка, в ящик. Где она лежит?;
Убери ее на окно. Где она теперь лежит?
Составление предложений по двум картинкам. Ответы на вопросы где? куда? откуда?
Кошка села на стул (куда,
Кошка сидит под стулом (где,
Белка сидит на елке, а заяц под елкой (где).
Продолжая работу с предлогами с детьми 5 – 6 лет, нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где, а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда). Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов :
Входит в дом (в-в,
выходит из дома (вы-из,
подходит к дому (под-к,
отходит от дерева (от-от).
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога.
Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: (педагогам предлагается выполнить задание, добавив нужный предлог в словосочетании с глаголом)
влетела. (клетка,
вылетела. (клетка,
подлетела. (клетка,
отлетела. (клетка,
залетела. (клетка).
В таких упражнениях, каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа проводится в двух направлениях: над уточнением конкретного значения предлога и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
В старшем дошкольном возрасте Постепенно задания усложняются: детям предлагают в ряду «маленьких слов» выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, дети должены хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога (подобное задание предлагается выполнить педагогам).
Предлагаются задания на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД:
Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т. д.)
Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т. д.).
При этом воспитателю следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом.
Большая роль в занятиях со старшими дошкольниками отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.
Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например:
Яблоки лежат ПОД столе,
Кошка сидит НА столом.
Какие «маленькие» слова надо изменить?
Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета (мяч и игрушка, коробка и карандаш и т. д., предложить самостоятельно продумать, а затем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из «маленьких» слов - НА, ПОД. Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.
Значение предлога в старшем дошкольном возрасте уточняется с помощью графической схемы предлога Например :
учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.
Воспитатель просит детей вспомнить, какие «маленькие слова» они уже знают (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении, затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово», используя схему предлога : (педагогам предлагается выполнить задание)
Пчела села … цветок.
Папа лежит …диване.
…грядке поспели помидоры.
Мама убирает комнату.
…подоконнике стоят красивые цветы.
Дети играли… поляне.
…окном растет куст сирени.
Ласточки свили гнездо…крышей.
Мама хранила стиральный порошок… мойкой.
Пластмассовый таз стоял…ванной.
Алеша увидел …креслом большого паука.
Катя держит букет. и т. п.
Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание детей и увеличивает их интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.
Закрепление родительного падежа существительных с предлогом У, можно проводить во время знакомства с многозначностью слов, предлагая вопросы «у кого, у чего?».
Ручка - у человека, у двери, у чемодана, у сумки;
Язычок - у человека, у ботинка;
Ножка - у стула, у ребенка, у гриба.
Закрепление конструкции родительного падежа существительных с предлогом БЕЗ) в грамматическом упражнении «Что без чего». (педагоги выполняют упражнение)
На экране картинки с изображением предметов, которые надо починить, задается вопрос: «Что без чего?» педагоги отвечают на вопрос выделяя голосом предлог БЕЗ :
- Стул без ножки.
- Стул без спинки.
- Кастрюля без ручки.
- Платье без рукава.
- Кофта без пуговиц.
- Ботинки без шнурков.
- Машина без колеса.
- Шуба без воротника.
- Чайник без носика.
- Расческа без зубчиков.
- Грузовик без фары.
И т. д.
Упражнение на развитие слухового внимания «Запомните все «маленькие» слова (предлоги) в тексте» и назовите их.
Наиболее сложный вид задания – составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ.
В, жарко, лес, тихо, и.
Высоко, стрижи, над, летать, земля.
Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные.
Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать.
Под, сидеть, береза, еж.
В, лес, хорошо!
И еще множество различных заданий в соответствии с тематическими планами можно использовать в обучении дошкольников устной речи.
Знакомство, уточнение, закрепление предлогов в детской речи происходит как в игровых упражнениях на занятиях по развитию речи, так и на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях художественным творчеством, в настольных, подвижных, театрализованных играх.
Творческих вам успехов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
2. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. - СПб, 1997.
3. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И. Т. //Методы обследования речи у детей. - М., 1992.
4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб, 1997.
5. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб, 1999.
6. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.
8. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=22