Приложение МААМ

Формирование предпосылок учебной деятельности в условиях предшкольной подготовки

Нурия Янышева
Формирование предпосылок учебной деятельности в условиях предшкольной подготовки
▼ Скачать + Заказать документы

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (ДО) и начального общего образования (НОО) привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС дошкольной и начальной ступеней акцентируется на организации познавательной и учебной деятельности, достижении личностных и метапредметных результатов, в ходе чего ребенок не столько должен узнать что-то новое, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. [2; 3].

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности в условиях предшкольной подготовки» размещена в разделах

Исходя из вышесказанного актуальность данной темы определяется необходимостью в ходе учебной деятельности формирования самостоятельности и творчества детей, потребностью современных дошкольных учреждений и школ в применении современных педагогических технологий по развитию у них познавательной активности и необходимостью обогащения существующей практики организации познавательной и учебной деятельности.

Предпосылки к учебной деятельности в целом можно охарактеризовать в качестве «определенных качеств, необходимых для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, к которым можно отнести познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение, сформированность внутренней позиции школьника, включая готовность к принятию новой социальной роли и т. д.» [1, с. 214].Иными словами все перечисленное позволяет нам говорить о таком широком понятии, как «готовность ребенка к обучении в школе», которое предполагает формирование определенных предпосылок.

Большинство детей, которые достигают семилетнего возраста, стремятся к положению школьника, но не во всех случаях они достаточно ясно представляют себе, в чем это положение состоит. Часто дошкольников привлекает исключительно внешняя сторона обучения в школе - ребенку хочется иметь новый портфель, считаться взрослым, получать хорошие отметки и т. д. Но при этом в современной психологии и педагогике пока не выявлено единого общего и четкого понятия «готовности», или «школьной зрелости», для детей старшего дошкольного возраста. Понятие готовности дошкольников к обучению в школе определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: «общая, психологическая готовность» и «специальная готовность» к обучению в школе.

Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу дли активного вхождения ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность предполагает определенный уровень психического развития, определяющего мотивационную готовность дошкольника (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности). Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению и определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения различных предметов [1, с. 115].

Особое место в готовности к обучению в школе занимает овладение детьми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач. Но не стоит соответствующие знания и навыки считать обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению.

Таким образом, можно сделать вывод, что готовность к школе для старших дошкольников является сложной многоаспектной категорией, включающей в себя множество составляющих элементов. Но при этом формирование обозначенных выше показателей готовности к обучению в школе к 6-7 годам у большинства психологически и физически здоровых детей достигает нормы, и дошкольник, как правило, в этом возрасте уже активно желает сам пойти поскорее в школу.

Для развития необходимых предпосылок учебной деятельности мы разработали мини-программу по формированию предпосылок учебной деятельности у будущих первоклассников. Мы полагаем, что занятия по данной программе способны положительным образом сказаться на формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, что подтверждается результатами педагогического эксперимента, проведенного вв рамках выполнения курсовой работы.

Занятия в группе с детьми мы предлагаем проводить 1 раз в неделю, темы предложены наиболее интересные для будущих первоклассников, ориентированные в основном на развитие способностей детей к взаимодействию со сверстниками, на развитие конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности (умения подчинять свои действия определенному правилу, контролю и коррекции: слушать и точно выполнять указания взрослого); на повышение способностей к пониманию и выполнению речевой инструкции; на повышении уровня мыслительной деятельности и наглядного мышления детей, для повышения возможностей к перцептивному моделированию, изучению способностей к переносу действия в новые условия и т. д.

Таблица 1. Тематическое планирование

№ п/п Наименование тем Содержание занятий Методы и формы проведения занятий

1 Ученье – это весело! Знакомство с теоретическим материалом, с основными целями обучения в школе. 1. Слово учителя «Ученье – основа успеха!»

2. Групповая игра «Как мы будем учиться в школе?»

2 Учимся устранять проблемы в общении. Ознакомительное практическое занятие по развитию умения видеть проблемы в общении и их устранению. 1. Игра «Самопрезентация» (составление рассказа о себе и своих интересах)

2. Анализ проведенной игры с детьми.

3 Умение быть вежливыми в школе! Ознакомительное практическое занятие по изучению правил этикета в общении с «одноклассниками» и педагогами. 1. Игра «5 комплиментов» (за пять комплиментов нужно охарактеризовать одноклассника).

2. Мини-проект «Правильные» слова» (подготовка группами сообщений о роли вежливости в общении с взрослыми и сверстниками).

4 Умение устанавливать «рабочие» отношения со сверстниками в процессе обучения Практические занятия по изучению умений устанавливать необходимые отношения со сверстниками. 1. Веселая эстафета «Кто твой друг?» - отгадывание имен одноклассника по данной ему характеристики.

2. Организация мини-выставки рисунков «Моя будущая школьная жизнь».

5 Оцени сам себя!

практические занятие по изучению на практике способности к самоанализу 1. Работа по группам «Пять самохарактеристик» (необходимо с помощью определенного количества пяти характеристик рассказать о себе, своих учебных интересах и т. д.).

2. Организация выставки рисунков «Учат в школе».

6 Учимся проявлять эмпатию к сверстникам в процессе учебной деятельности. Знакомство с особенностями проявления эмпатии. 1. Презентация «Учебные правила на уроке».

2. Коллективный просмотр видеоролика «Как правильно учиться?».

7 Хочу быть самым умным в классе! Знакомство с основными этапами учебной, исследовательской деятельности. 1. Интеллектуальная игра «Умникус» : викторины из разных областей знаний, основы счета, общая эрудиция.

2. Мастер-класс «Как учиться вместе?» : решение по группам проблемных, поисковых заданий.

8 Проектная деятельность «Я умею учиться!» Подготовка и организация проекта по выстраиванию учебной деятельности. 1. Выполнение мини-исследования по группам (темы учебных проектов предлагает учитель).

2. Создание и демонстрация презентации с результатами исследования.

9 Обобщающие занятие выявлению показателей умения учиться у будущих первоклассников. Проведение обобщающих занятий под руководством педагога. 1. Выполнение повторно предложенных методик.

2. Анализ собранного материала по теме.

3. Выводы по выбранной теме.

Также в рамках данной программы мы продумали творческий компонент, занятия в рамках которого будут способствовать эмоциональному сближению будущих первоклассников, развитию их творческой активности, креативности, уровня коммуникативных умений и т. д., которые будут способстсвовать повышению показателей в области готовнсоти к школе и умению учиться у будущих первоклассников.

Занятия по коллективному творческому развитию включают в себя следующие формы и виды деятельности :

- Тренинг на выявление отношения к школе «Какая она, школа?».

- Тренинг на сплоченность и на умение действовать в группе.

- Создание декораций для сказки и музыкальная постановка сказки «Колобок» («Теремок» или другие) и выступление с кукольным театром перед одноклассниками,

- Занятие «Школьные интересы» - изображение на рисунках школьных дел, игр, интересов и т. д.

- Групповое занятие для развития творческого воображения: «Сказка к нам приходит» - групповое создание (поделка из бумаги, пластилина, соломы и т. д.) любимых сказочных персонажей. Выставка работ для родителей.

- Музыкальный фестиваль «Учат в школе». Разыгрывание мини-сценок из будущей школьной жизни.

- Ролевая игра «один школьный день». Комбинированное заключительное творческое, музыкальное, развивающее занятие.

Дети, уделяющие внимание предшкольной подготовке, после занятий по предложенным занятиям повысили свой уровень способности к групповому взаимодействию и творческой активности, научились без стеснения выступать на сцене, оценивать результат своих действий, читать стихи, петь песни, создавать творческие «продукты» (по результатам педагогического эксперимента). У будущих первоклассников в процессе формирования умения учиться будут сформированы основные мыслительные и творческие действия. У детей появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого. В личностном плане будущие первоклассники станут более доброжелательными к сверстникам; активными в роли ученика, научатся согласовывать свои действия с другими «участниками» деятельности.

Литература

1. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]/ В. И. Загвязинский [и др. ]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт ДОО / Министерство образования науки РФ. – М. : Просвещение, 2013. – 35 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2013 г. М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2013. – 33 с.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о праздновании Дня защитника Отечества в предшкольной группеФотоотчёт о праздновании Дня защитника Отечества в предшкольной группе День защитника отечества – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины,.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Радуга-дуга в домашних условиях»Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Радуга-дуга в домашних условиях» Цель: научиться делать радугу в домашних условиях. Задачи : -научить делать радугу в ходе простейших экспериментов подручными средствами,в.

Сидим дома с пользой. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях Наталия Красикова. Когда сынишке было пять, Хотел он всё на свете знать. И задавал, пока он рос, На дню стотысячный вопрос. В дни "карантиникул".

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности в условиях предшкольной подготовки
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 20:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности в условиях предшкольной подготовки» (включая файлы) размещена пользователем Нурия Янышева (УИ 2051153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД