Яна Артымук
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Анна Юрьевна Зверкова
Яна Александровна Артымук
Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1 % снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5 % возросла численность детей третьей группы здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями [12].
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС до» размещена в разделах
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС дошкольного образования опирается на системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования
[1]. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих ФГОС применяются и в дошкольном образовании [8].
Главная цель работы по формированию навыков и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и социумом человеку необходимо заботиться о своем здоровье с детства. Ведь здоровье определяется как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным на протяжении всей своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков здорового образа жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Появилось много книг, методической
литературы, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество аспектов для рассмотрения.
Для индивидуального самообразования в области педагогики здоровья нами используется метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя по применению здоровьеориентированных технологий в условиях реализации ФГОС [2].
Практические аспекты работы в группе по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста реализуются с использованием недельных здоровьеориентированных проектов. Индивидуальная технология воспитателя включает разработку технологической карты сценария дня при моделировании образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС на группе [6]. Для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста необходимо конструирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [4].
Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации позволяют эффективно формировать представления о здоровом образе жизни у детей старшего
дошкольного возраста [7]. Во ФГОС ДО прописано, что для обеспечения физического
развития ребенка необходимо становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [3]. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций встала проблема организации работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения требований ФГОС.
Для создания благополучных условий по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни возможно проведение педагогами следующей работы:
1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни :
– оздоровительная гимнастика;
– игры-релаксации;
– ходьба по массажным дорожкам;
– привитие детям гигиенических навыков;
– простейшие навыки оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах);
– физкультминутки во время занятий;
– специально организованные занятия оздоровительной физкультуры;
– упражнения для глаз [14].
Организуя данную работу с детьми, невозможно добиться положительных результатов без участия родителей. В свою очередь, с семьями воспитанников может быть проведена следующая работа:
– пропаганда здорового образа жизни;
– консультации;
– индивидуальные беседы;
– выступления на родительских собраниях;
– распространение буклетов;
– выставки;
– проведение совместных мероприятий;
– тематические выпуски газеты [13].
Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов позволяет эффективно формировать представления о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста [5]. Культура самовыражения
успешно проявляется в контексте педагогики здоровья [10]. Воспитателю необходимо разноплановое самообразование в области педагогики здоровья для освоения культуры самовыражения в ходе подготовки к реализации здоровьеориентированного образования [11]. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения помогает детям реализовывать себя в ведении здорового образа жизни [9].
Таким образом, через правильное и организованное построение педагогического процесса, взаимодействий с семьями детей, можно достичь хороших результатов, а именно: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, обучить этим основам; развить умение осознанно выполнять правила здоровьесбережения, ответственно относится к своему здоровью и здоровью других людей; привлечь внимание родителей как для помощи, так и для самостоятельного обучения своих детей здоровому образу жизни.
В настоящее время достаточно быстро изменяется социальная и природная среда. Именно эти изменения ведут к культурным, духовным, психическим, физическим и другим переменам каждого человека. Но, несмотря на эти перемены, наше общество развивается
и входит в новый век инноваций широкими шагами. Благодаря этому, мы не забываем о своем здоровье, о здоровье своих детей. Именно здоровый образ жизни позволит нам воспитать культурного, духовно-нравственного, психически и физически здорового человека.
Список литературы
1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал, 2013. – № 5. – С. 182-187.
2. Артымук Я. А., Зверкова А. Ю. Метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя по применению здоровьеориентированных технологий в условиях реализации ФГОС ДО // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы III Международной научно-практической конференции (Красноярск, 19 августа 2014 г.). – Красноярск: ИЦ «Инспаер», 2014. – С. 11-20.
3. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников : пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-6 лет в 2-х частях. – Москва: Баласс, 2003. – 65 с.
4. Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4 //
URL : www.science-education.ru/127-21226 (дата обращения : 12.08.2015).
5. Зверкова А. Ю. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 103-108.
6. Зверкова А. Ю. Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС : монография // Под науч. ред. А. Ю. Зверковой. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – 320 с.
7. Зверкова А. Ю. Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2014). – М. : Грифон, 2014. – С. 18-27.
8. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П., Казин Э. М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 34-42.
9. Зверкова А. Ю., Омельченко Е. А. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4 // URL : www.science-education.ru/127-20822 (дата обращения : 26.07.2015).
10. Омельченко Е. А. Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IX Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 5 октября 2013 г). – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – С. 48-55.
11. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю. Характеристики культуры самовыражения будущих педагогов в ходе подготовки к реализации здоровьеориентированного образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4; URL : www.science-education.ru/127-21104 (дата обращения : 05.08.2015).
12. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет : Кинезиологическая и дыхательная гимнастики. – Москва: Учитель, 2009. – 207 с.
13. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
14. Шукшина С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 48 с.