Лучший педагог года

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО

Яна Артымук
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО

Авторы: Анна Юрьевна Зверкова

Яна Александровна Артымук

Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1 % снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5 % возросла численность детей третьей группы здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями [12].

Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС до» размещена в разделах

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС дошкольного образования опирается на системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования

[1]. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих ФГОС применяются и в дошкольном образовании [8].

Главная цель работы по формированию навыков и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и социумом человеку необходимо заботиться о своем здоровье с детства. Ведь здоровье определяется как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным на протяжении всей своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков здорового образа жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Появилось много книг, методической

литературы, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество аспектов для рассмотрения.

Для индивидуального самообразования в области педагогики здоровья нами используется метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя по применению здоровьеориентированных технологий в условиях реализации ФГОС [2].

Практические аспекты работы в группе по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста реализуются с использованием недельных здоровьеориентированных проектов. Индивидуальная технология воспитателя включает разработку технологической карты сценария дня при моделировании образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС на группе [6]. Для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста необходимо конструирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [4].

Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации позволяют эффективно формировать представления о здоровом образе жизни у детей старшего

дошкольного возраста [7]. Во ФГОС ДО прописано, что для обеспечения физического

развития ребенка необходимо становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [3]. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций встала проблема организации работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения требований ФГОС.

Для создания благополучных условий по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни возможно проведение педагогами следующей работы:

1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни :

оздоровительная гимнастика;

– игры-релаксации;

– ходьба по массажным дорожкам;

– привитие детям гигиенических навыков;

– простейшие навыки оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах);

– физкультминутки во время занятий;

– специально организованные занятия оздоровительной физкультуры;

– упражнения для глаз [14].

Организуя данную работу с детьми, невозможно добиться положительных результатов без участия родителей. В свою очередь, с семьями воспитанников может быть проведена следующая работа:

– пропаганда здорового образа жизни;

– консультации;

– индивидуальные беседы;

– выступления на родительских собраниях;

– распространение буклетов;

– выставки;

– проведение совместных мероприятий;

– тематические выпуски газеты [13].

Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов позволяет эффективно формировать представления о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста [5]. Культура самовыражения

успешно проявляется в контексте педагогики здоровья [10]. Воспитателю необходимо разноплановое самообразование в области педагогики здоровья для освоения культуры самовыражения в ходе подготовки к реализации здоровьеориентированного образования [11]. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения помогает детям реализовывать себя в ведении здорового образа жизни [9].

Таким образом, через правильное и организованное построение педагогического процесса, взаимодействий с семьями детей, можно достичь хороших результатов, а именно: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, обучить этим основам; развить умение осознанно выполнять правила здоровьесбережения, ответственно относится к своему здоровью и здоровью других людей; привлечь внимание родителей как для помощи, так и для самостоятельного обучения своих детей здоровому образу жизни.

В настоящее время достаточно быстро изменяется социальная и природная среда. Именно эти изменения ведут к культурным, духовным, психическим, физическим и другим переменам каждого человека. Но, несмотря на эти перемены, наше общество развивается

и входит в новый век инноваций широкими шагами. Благодаря этому, мы не забываем о своем здоровье, о здоровье своих детей. Именно здоровый образ жизни позволит нам воспитать культурного, духовно-нравственного, психически и физически здорового человека.

Список литературы

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал, 2013. – № 5. – С. 182-187.

2. Артымук Я. А., Зверкова А. Ю. Метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя по применению здоровьеориентированных технологий в условиях реализации ФГОС ДО // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы III Международной научно-практической конференции (Красноярск, 19 августа 2014 г.). – Красноярск: ИЦ «Инспаер», 2014. – С. 11-20.

3. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников : пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-6 лет в 2-х частях. – Москва: Баласс, 2003. – 65 с.

4. Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4 //

URL : www.science-education.ru/127-21226 (дата обращения : 12.08.2015).

5. Зверкова А. Ю. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 103-108.

6. Зверкова А. Ю. Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС : монография // Под науч. ред. А. Ю. Зверковой. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – 320 с.

7. Зверкова А. Ю. Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2014). – М. : Грифон, 2014. – С. 18-27.

8. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П., Казин Э. М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 34-42.

9. Зверкова А. Ю., Омельченко Е. А. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4 // URL : www.science-education.ru/127-20822 (дата обращения : 26.07.2015).

10. Омельченко Е. А. Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IX Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 5 октября 2013 г). – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – С. 48-55.

11. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю. Характеристики культуры самовыражения будущих педагогов в ходе подготовки к реализации здоровьеориентированного образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4; URL : www.science-education.ru/127-21104 (дата обращения : 05.08.2015).

12. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет : Кинезиологическая и дыхательная гимнастики. – Москва: Учитель, 2009. – 207 с.

13. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

14. Шукшина С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 48 с.

Публикации по теме:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Консультация «Формирование у дошкольников ценностное представления о здоровом образе жизни» Консультация для педагогов и родителей воспитанников детского садаФормирование у дошкольников ценностное представления о здоровом образе.

Лэпбук о здоровом образе жизни.Лэпбук о здоровом образе жизни. Всем добрый вечер!Хочу показать Вам свой лэпбук о здоровом образе жизни, который сделан во время проведения тематической недели "Неделя.

Модель работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников старшего возраста Модель работы по формированию представлений о ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста: 1 этап – подготовительный, включает в себя диагностическое.

Открытое занятие по формированию знаний у детей средней группы о здоровом образе жизни тема: «Со здоровьем не шути» Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема: «Cо здоровьем не шути…» Воспитатель:.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Опыт работы «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей второй младшей группы» Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию опыт нашей работы на тему: «Формирование начальных представлений о ЗОЖ у детей II младшей.

Стихи о здоровом образе жизни Стихи собственного сочинения о здоровом образе жизни. 1. Цель у нас друзья, проста, Повышать иммунитет. А для этого съедаем Завтрак полдник.

Взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателя по формированию у детей представлений о здоровом образе жизниВзаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателя по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 17 августа 2016 в 11:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД