Папки-передвижки

Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры

Литвиненко Юлия Викторовна
Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является учет национальных ценностей и традиций, которые восполняют недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики,

Вместе с тем, ФГОС ДО устанавливает основные принципы, к числу которых относятся:

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

Публикация «Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры» размещена в разделах

Практика работы в образовательных организациях ХМАО показывает, что национальный состав дошкольных групп разнообразен. Однако подавляющая часть воспитанников не являются представителями коренных народов Югры. В связи с этим, одной из приоритетных задач ДОО должно стать ознакомление детей с культурой коренного населения. При этом следует учитывать, что национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена, только в том случае, если она будет интересна подрастающему поколению.

Проблему формирования представлений об этнокультурных традициях изучали многие научные деятели. Но необходимо отметить, что ранее предпринятые исследования народных традиций проводились преимущественного в рамках русской культуры (Д. И. Воробьев а, М. Забылин, С. Д, Кириенко, О. Л. Князева).

Некоторые авторы исследовали культуру коренных народов Югры (В. М. Кулемзин, В. Т. Кудрявце в, И. А. Панкеев, И. Н. Полынская, Р. Г. Решетникова и др., однако совсем немногие из них предлагают методические разработки по ознакомлению дошкольников с этнокультурными традициями данных народов.

Изучив структуру содержания этнокультурного образования можно определить компоненты представлений об этнокультурных традициях родного края у детей старшего дошкольного возраста :

• языковой, включающий в себя знакомство с языковым многообразием окружающего социума, проявление эмоционально - ценностного и уважительно - толерантного отношения к языкам других этносов, понимание роли русского языка в межкультурном общении и взаимодействии ;

• историко - культурологический, включающий в себя изучение истории родного края, осмысление своеобразия и уникальности каждой этнокультуры, культурного наследия этносов, понимание взаимовлияния и взаимопроникновения культур народов России;

• художественно - эстетически, включающий в себя приобщение к лучшим образцам народного искусства, благотворное влияние на дошкольников произведений народного прикладного искусства, творческое самовыражение детей посредством изготовления поделок с этнокультурной тематикой, отражение потенциала этнокультуры в творчестве детей ;

• природоведческий, включающий в себя приобщение к природе родного края, благоприятное влияние природы на духовно - нравственное развитие человека, бережное, рациональное и ответственное взаимодействие с ней посредством фольклора, народных обычаев и традиций, праздников ;

• здоровьесберегающий, включающий в себя знания о национальных ценностях здоровья, получение позитивного настроения на основе народных игр, хороводов, фольклорного пения, обрядовых фрагментов, народных праздников и др.

Ознакомление с этнокультурными предметами, явлениями и отношениями, их частями, основными свойствами, способами функционирования в определенных условиях – это и есть формирование первоначальных этнокультурных представлений, которые являются базой уважительно - толерантного отношения к этносам и их культурам, правильного взаимодействия с ними.

В ДОО необходимо обеспечить педагогическое сопровождение этнокультурного развития ребенка. Работу в данном направлении следует вести с учетом современных требований. Прежде всего :

определить параллели в традициях и обычаях народов совместного проживания,

• сопоставить малые жанры устного народного творчества;

• обеспечить постепенное усложнение материала о культурных особенностях региона для детей разных возрастных групп (с учетом принципа доступности);

• подобрать технологии обучения в условиях диалог а культур, представляющие собой единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка;

• использовать методы приобщения к разным культурам, ставящим ребенка в позицию субъекта деятельности.

Педагогу неизбежно предстоит столкнуться с определенными трудностями в реализации обозначенных направлений. В их числе можно отметить такие, как малодоступность содержательного материала по этнической культуре, его неоднозначность; появление новых, полярных подходов в педагогической науке относительно роли народной педагогики; «переоценку взглядов», сложившихся в истории педагогики, на проблемы народного воспитания.

В реализации задач этнокультурного воспитания детей не должно быть крайностей ни в сторону этноцентризма, ни в сторону формализма.

Так, при усиленном внимании только к своей национальной культуре есть опасность формирования у ребенка этноцентристской или даже этнофанатической идентичности.

В случае же формального подхода к реализации задач национального воспитания детей соблюдается лишь внешняя форма и видимость дела, в ущерб его содержанию.

Интегрированность процесса формирования представлений об этнокультурных традициях родного края проявляется при соблюдении следующих условий :

• вовлечение дошкольника в разнообразные виды деятельности (коммуникативную, познавательно - исследовательскую, изобразительную, восприятие фольклора, трудовую, двигательную при сохранении приоритета игровой);

• использование различных видов искусства (музыкального, декоративно - прикладного) с опорой на фольклор;

• насыщение педагогического процесса формами активного приобщения ребенка к культурному наследию народов – экскурсии в местные музеи, целевые прогулки, участие в народных праздниках, раз влечениях и других мероприятиях ;

• активизация интереса к родному краю, культуре других народов с учётом национальных и индивидуальных особенностей старших дошкольников;

• организация содержательного взаимодействия с семьей.

Реализацию задач формирования представлений об этнокультурных традициях у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования следует осуществлять в процессе совместной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности, во время режимных моментов.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края .

Консультация «Праздники коренных народов Югры» Консультация для родителей Праздники коренных народов Югры Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими.

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края» Познавательно – исследовательская деятельность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,.

Проект «Формирование знаний о растениях родного края в младшей группе» Введение Актуальность проекта: Тема проекта «Формирование знаний о растениях родного края в младшей группе» выбрана не случайно, так как.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края» Педагогическая идея: Правильно подобранные материал позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной,.

Создание развивающей среды при ознакомлении дошкольников с математическими представлениями Создание развивающей среды при ознакомлении дошкольников с математическими представлениями Воспитатель Тунегова Н. В. МАДОУ №12, г. Армавир.

Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении с природой Статья воспитателя МБДОУ «Детский сад № 40» Харитоновой К. С. по теме «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении.

Взаимодействие с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краем Организация взаимодействия с музеями города при ознакомлении дошкольников с родным краем. 1 слайд. Дошкольный возраст – это оптимальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры
Опубликовано: 5 января 2019 в 16:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД