Лучший педагог года

Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности

Ольга Ким
Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности

Ольга Сунгуновна Ким

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его потребностей и возрастных особенностей. В процессе разнообразных видов деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших новообразований старшего дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения.

Публикация «Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности» размещена в разделах

В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.

В исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению.

Развитие произвольности, считал Л. В. Выготский, одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование произвольных качеств. Поэтому поиск путей эффективности произвольности у детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.

Благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, продуктивная деятельность способствует осмыслению понятий социальной действительности, которая передается в эмоционально-творческие переживания данной действительности.

Вопросы эстетического воспитания дошкольников освещены в трудах Н. П. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Б. Т. Лихачева, Л. В Сакулиной, Л. В. Тодорова, Е. А. Флериной, В. Н. Щацкой. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблеме психологии творчества (Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Ф. Лосев, А. В. Петровский, А. И. Савенков, Л. Г. Савенкова, Т. Я. Шпикалова).

С целью изучения формирования произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ СОШ № 1 «Детский сад № 4 Сказка» г. Анива. В нем принимало участие 32 человека в возрасте от 5 до 6 лет. Среди испытуемых 14 мальчиков, 20 девочек.

Полагаясь на теоретический анализ литературы, мы предполагаем, что процесс формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста станет эффективным, если с детьми систематически и методически правильно использовать средства продуктивной деятельности (ИЗО, лепка, аппликация).

При исследовании были использованы следующие методы и методики: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы; включенное наблюдения; методика изучения произвольного поведения [Рыбалко, С. 443]; метод математической статистики: t-критерий Стьюдента, Т – критерий Вилкоксона.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования, мы выяснили, что уровень произвольного поведения изменился, дети плавно перешли со среднего балла на высокий балл, некоторые остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе. Высокий уровень произвольного поведения набрали у 8 дошкольников (50%). Средний уровень определен у 6 дошкольников (38%). Низкий уровень произвольного поведения у 2 дошкольников (12%).

Чтобы убедиться, что наша исследовательская работа прошла успешно, на основе полученных результатов сравним показатели уровня произвольного поведения экспериментальной группы на констатирующем и на заключительном этапе, для этого используем Т-критерий Вилкоксона для исследования сдвига.

Можно сказать, что различия между значениями произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и заключительном этапе исследования оказались статистически значимыми, так как в экспериментальной группе произошли существенные изменения.

Данные, полученные в результате психолого-педагогического эксперимента, свидетельствуют о том, что гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.

Результаты заключительного этапа эксперимента показали, что целенаправленная работа по использованию средств продуктивной деятельности в образовательном процессе дошкольного учреждения оказало влияние на уровень произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. /А. Адлер. – М., 1995.

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. /Л. И. Божович. – М., 1995..

3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности форсирования личности в детстве. /Г. М. Бреслав. – М., 1990.

5. Богатеева, З. А. Занятия аппликации в детском саду. /З. А. Богатеева. - М., 1988г.

6. Болотина, Л. Р., Комарова, Т. С., Баранов, С. П. «Дошкольная педагогика», - Учебное пособие для студентов /Л. Р. Болотина. - М, Изд. центр «Академия», 1998г.

7. Буре, Р. З., Островская, Л. Ф. Воспитатель и дети. /Р. З. Буре. - М. ,1985.

8. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 1998.

9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. / Л. С. Выготский. – М., 1982.

10. Васильева, М., Юнг, Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. 2006. - № 2.

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством образовательной продуктивной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством образовательной продуктивной деятельности Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий «Безопасность дошкольника через игровые технологии» Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на дороге посредством использования игрового макета улицыФормирование навыков безопасного поведения дошкольников на дороге посредством использования игрового макета улицы Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно - транспортных.

Экологическое воспитание дошкольника посредством театрализованной деятельности Конспект выступления на V межрегиональном фестивале экологического воспитания детей и молодежи «Я живу на красивой планете» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ.

Обобщенный педагогический опыт «Формирование мелкой моторики посредством продуктивной творческой деятельности детей» Идея опыта: «Развивать мелкую моторику детей используя техники пластилинографии, оригами, изонити». ИПМ 1. Сведения об авторе: ФИО: Тютерева.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД» Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного.

Консультация «Влияние продуктивной деятельности на ребенка-дошкольника» Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития.

Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста. Творческая мастерская «Одаренный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование произвольного поведения старшего дошкольника посредством различной продуктивной деятельности
Опубликовано: 21 января 2018 в 12:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД