Получи документы

Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Нина Кайгородова
Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Я Кайгородова Нина Егоровна, учитель-логопед первой квалификационной категории.

Работаю в МБДОУ детский сад «Солнышко», п. Тазовский, ЯНАО с 2000 года.

В основе каждого моего занятия лежит формирование пространственно-временных представлений.

Цель: формировать базу для развития всех компонентов речи:

- формирование познавательной деятельности;

Публикация «Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР,» размещена в разделах

- систематизация представлений об окружающем мире;

- развитие творческой личности ребёнка, стремящейся к исследованию окружающего мира;

I. Работу c детьми, имеющими ОНР, начинаю с конструирования, выкладывания танграмов. Для формирования у детей схемы тела и представлений об отношении предметов в пространстве, использую методику М. М. Семаго (удостоверение о повышения квалификации).

II. На следующем этапе учу детей дифференцировать геометрические фигуры – плоские и объёмные, затем - соотносить фигуры с предметами.

Затем - соотносить фигуры изображениями предметов.

III. Далее провожу работу по формированию временных представлений :

1. Смена времён года.

- Наглядно показываю, как вертится Земля (глобус) вокруг Солнца (мячик). Объясню, что когда Земля наклоняется вперёд, то та её часть, где располагаемся сейчас мы (наша страна, лучше прогревается Солнцем, вот и наступает в этой части Земли лето. Затем постепенно Земля начинает отклоняться от Солнца (показываю, как отклоняется, становится всё прохладнее, наступает осень. Когда сильно отклонится – у нас будет зима. Затем Земля медленно начинает наклоняться к Солнцу, становится всё теплее, на Земле начинает таять снег – вот и весна наступила!

- После усвоения данного материала, наглядные представления о движении Земли вокруг Солнца переносятся на плоскость.

Круг с d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве. В центре круга располагается «Солнце», вокруг него движется «Земля» - маленький голубой шарик на острой ножке (при необходимости его можно воткнуть в край схемы и показать, где сейчас находится «Земля»). «Земля» на нашей схеме движется против часовой стрелки и наглядно показывает:

- своё движение в пространстве вокруг «Солнца»;

- как «течёт время» (оно «утекает» в противоположную сторону по часовой стрелке).

Круг разбит на 12 секторов – это месяцы года.

Каждые три сектора обозначают время года.

Три верхних сектора обозначают зиму (они белого цвета);

Три нижних сектора обозначают лето:

• июнь – сектор тёмно-зелёного цвета (т. к. листья на деревьях уже большие, а трава высокая);

• июль – сектор красного цвета (стоит на дворе жара, «щёки от жары красные»);

• август – сектор бледно-красного цвета (уже нет сильной жары, просто тепло);

Три сектора справа обозначают осень:

• сентябрь – сектор жёлтого цвета (трава, листья на деревьях начинают желтеть);

• октябрь - сектор оранжевого цвета (уже все листья изменили окраску, больше листьев оранжевых и багряных);

• ноябрь - сектор серого цвета (деревья стоят голые, «серые», тучи тоже серые, идут дожди).

Три сектора слева обозначают весну:

• март - сектор бледно-голубого цвета (тает снег, бегут маленькие ручейки);

• апрель - сектор синего цвета (снег весь растаял, бегут широкие ручьи, на реке ледоход);

• май - сектор бледно-зелёного цвета (появляется травка, а на деревьях - маленькие листики).

2. Смена дней недели. Каждый прожитый день обозначаем прямоугольником и закрашиваем его в цвет, «соответствующий» дню недели. Для определения дней недели используется цветовой спектр солнечного луча (красный - понедельник, оранжевый – вторник, жёлтый – среда и т. д.).

Прожили семь дней (цикл закончился) – прошла неделя. Начинается другая неделя, а мы продолжаем выкладывать ряд с закрашенными прямоугольниками (дети видят, что между неделями нет разрыва).

3. Теперь можно отработать понятие – «Время суток».

На прямоугольнике делаю обозначения: начало полоски – это утро, середина – полдень, далее – вечер и ночь; полоска закончилась – закончились сутки.

И, конечно же, показываю движение Земли (глобуса) вокруг своей оси относительно Солнца (дети не просто запоминают названия времени суток, а наглядно «видят», как происходит смена времени суток – Земля, поворачиваясь, «отворачивается» от Солнца, поэтому на ней становится всё темнее и темнее).

4. Усвоив это понятие, дети начинают отрезать полоски (прожитые сутки) на внешнем краенашего круга (теперь вглубь, к центру на 1,5 см.) и, соответственно, закрашивать их в необходимый цвет.

Используя эту схему (круг, дети могут:

- посчитать, сколько уже прожили дней в данном месяце, а сколько осталось прожить дней до конца месяца;

- определить, какой сегодня день недели, какой был перед ним, а какой день будет за ним.

- посчитать, сколько недель уже прожили в данном месяце, и сколько недель осталось ещё прожить;

- определить, какой будет следующий месяц, а какой месяц уже закончился;

- какое время года на дворе и пр. Всё видно наглядно.

IV. Знакомлю детей со схематическим обозначением предлогов и постепенно ввожу все предлоги в предложения.

Дети выстраивают схемы предложений, используя счётные палочки и предметные картинки.

Работа с предлогами – сквозная тема. На каждом занятии вводится упражнение, хотя бы с одним предлогом (можно и устно выделить «маленькое слово» в предложении). Вырабатываем динамический стереотип (привычку) «слышать» и голосом выделять предлог в предложении.

Проведенная таким образом предварительная работа, благоприятно влияет на дальнейшее развитие речи у детей с ОНР.

Тема. Формирование пространственно-временных

представлений у старших дошкольников с ОНР.

Лексическая тема «Дикие животные Крайнего Севера».

Цели:

Образовательные:

- формировать навыки учебно-практической деятельности;

- учить выполнять заданные действия по инструкции.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительно-пространственное восприятие;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память;

- формировать навыки диалогической речи;

- развивать навыки синтаксического конструирования.

Воспитательные:

- развивать навыки речевой коммуникации;

- умение слушать товарища.

Оборудование:

Круг с d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве.

Картинки по теме: олень, песец, бурый медведь, белый медведь, нерпа, морж, лиса, волк, заяц, морской котик, тюлень.

Схемы-символы, обозначающие предлоги, счётные палочки, обозначающие слова.

Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет:

- Какое теперь время года? (Весна).

- Как называется весенний месяц? (Апрель).

- Кто знает, какое сегодня число? (Десятое).

1. Ориентировка во времени.

- Сколько дней мы уже прожили в апреле? (Мы прожили десять дней).

- Которую по счёту полоску отрежем на схеме? (Десятую, потому что сегодня 10 апреля).

- Карандашом какого цвета раскрасим полоску? (Жёлтым, потому что сегодня среда).

- Где на нашей схеме располагается среда? (Среда стоит за вторником, но перед четвергом; среда находится между вторником и четвергом).

- А как на схеме располагается месяц апрель? (Апрель стоит перед маем, но за мартом; апрель находится между мартом и маем).

- Где же весна на нашей схеме? (Весна располагается за зимой, но перед летом; она находится между зимой и летом).

2. Игра «Четвёртый лишний».

Логопед называет слова:

«Март, апрель, весна, май». «Капель, подснежник, ручеёк, лужа».

- Какое слово лишнее? Почему? (дети выполняют задание).

- Из лишних слов составьте предложения.

1. Весной распускаются подснежники.

2. На дворе весна, но подснежники ещё не распустились.

- Молодцы, ребята! Кто как работал? Подводим итоги.

Дети оценивают свою деятельность сами (выбирают призы).

- Действительно, подснежники у нас распустятся не скоро, ведь вчера ещё была сильная метель, сколько снегу намело, а почему? (Мы живём на Севере, к нам весна придёт попозже).

- Сегодня погода лучше, чем была вчера, давайте отправимся в путешествие. Куда поедем? (на Северный полюс! В Африку)

- Может, просто по тундре покатаемся?

3. Игра «Кто на чём?»

- Я покачусь на лыжах.

- А я сяду на нарты, и собаки умчат меня.

- Собачья упряжка хорошо, а на оленях лучше! Я поеду на оленях.

- Тоже мне, олени. У моего папы есть «Буран», я на нём поеду.

4. Игра «Кто быстрее? Кто за кем?»

- Мчусь на «Буране», а за мной Миша на оленьей упряжке.

- Я на оленях, а за мной Саша на собаках. Э-гей!

- А я плетусь за Сашей на своих лыжах.

5. Физкультминутка.

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, мы, ехали, до горы доехали,

В гору мы въехали, с горы съехали,

Дальше поехали.

К дому подъехали, вот и приехали.

6. Игра «Кого видели?»

- Я видел бурого медведя и лису.

- А я видел волка, стадо оленей и белого песца.

- Мне пришлось увидеть куропатку и двух зайцев.

- Встретились ли в пути детёныши животных?

7. Игра «Где, чья мама?»

- Я встретил оленёнка – это детёныш оленухи.

- Я повстречал медвежонка – это детёныш медведицы.

- Я видел волчонка – это детёныш волчицы.

- Кого сегодня видели в тундре, как одним словом скажем, кто это?

(Это дикие животные Заполярья, или Крайнего Севера).

- Кто из перечисленных предметов «лишний»? (Куропатка. Это дикая птица).

- А кого из животных Крайнего Севера вы не видели? Почему?

(Мы не видели белого медведя, нерпу, тюленя и моржа; они живут ещё севернее, у моря).

Из банка картинок отбираются картинки, обозначающие животных.

1. Делим слова, обозначающие животных на слоги ( дети называют слоги: ударный и безударные).

2. Дети придумывают предложения, используя предметные картинки.

Я бежал на лыжах. За зайцем гнался волк.

В тундре живут медведи. У меня из-под ног выскочил заяц.

8. Работа над предложением.

Каждый ребёнок выкладывает схему своего предложения, обозначая предлоги схемами-символами (над схемой ставит карточку с написанным маленьким словом - предлогом, затем «читает» предложение (двигая пальчиком вдоль счётных палочек, объясняет, сколько всего слов в предложении, где стоит в предложении маленькое слово.

За зайцем гнался волк.

(Слово ЗА стоит в начале предложения, перед словом ЗАЙЦЕМ).

- Поставь, пожалуйста, слово ЗА на третье место. Измени предложение.

Волк гнался за ЗАЙЦЕМ.

(Слово ЗА стоит за словом гнался и перед словом ЗАЙЦЕМ;

слово ЗА стоит между словами гнался и ЗАЙЦЕМ).

9. Итоги. Дети оценивают свою работу (после каждого задания отбирают фишки, обозначающие хороший или отличный ответ).

Публикации по теме:

Гусеница и семицветикГусеница и семицветик .

Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности (цвет: продолжение)Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности (цвет: продолжение) Развивающие игры и упражнения по изоразительной деятельности (цвет:продолжение) "Превращения капелек"-демонстрационный и раздаточный материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 18:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.» (включая файлы) размещена пользователем Нина Кайгородова (УИ 75894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД