Получи документы

Формирование сенсорных представлении у детей раннего возраста посредством дидактических игр

Наталия Коростелева
Формирование сенсорных представлении у детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы

на тему: Формирование сенсорных представлении у детей раннего возраста посредством дидактических игр

Автор: Коростелева Н. Н

воспитатель МАДОУ №52 г. Нижний Новгород.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый ребенок в детстве сталкивается с многообразием форм, цветов, размеров и других внешних свойств предметов, этими предметами у детей чаще всего являются игрушки, домашняя и бытовая утварь. Ребенок с самого детства прикасается к природе, знакомясь с многообразием ее красок, запахов и звуков. Ребенок и без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но когда это происходит резко, без последовательной педагогической помощи взрослых, оно обычно оказывается поверхностным и неполноценным. Умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить.

Публикация «Формирование сенсорных представлении у детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Для этого необходимо создать систему работы по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных внешних признаков предметов.

Вследствие этого можно отметить актуальность такой темы, как формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Цель исследования: теоретическое обоснование и определение условий, методов и приёмов по формированию у детей раннего дошкольного возраста сенсорных представленийпосредством дидактических игр.

Объект исследования:формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Предмет исследования : использование дидактических игр для формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Задачи:

• Рассмотреть особенности формирования у детей раннего возраста сенсорных представлений.

• Обозначить значение дидактических игр в формировании сенсорных представлений у детей раннего возраста.

• Выявить уровень сформированности сенсорных представлений у детей раннего возраста.

• Провести опытно-экспериментальную работу и формировании сенсорных представлений у детейраннего возраста, проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования: использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении может повысить уровень сформированности у детей раннего дошкольного возраста сенсорных представлений.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

1. Концепция психического развития и возрастно-психологический подход Л. С. Выготского и его последователей;

2. Теория поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий М. Монтессори и др. ;

3. Теория учебной деятельности и концепция развития у детей сенсорных навыков Л. А. Венгер, А. Н. Аванесовой и др. ;

4. За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Е. А. Стребелевой, О. Е. Cмирновой

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, чтобы повысить у детей сенсорные навыки, поднять их уровень развития сенсорных эталонов. Ребенок должен с легкостью определять внешние признаки предмета и отличать его от других по этим признакам (цвет, величина, форма, как он находится в пространстве и др.) Необходимо повысить компетентность педагогов и родителей по этому вопросу, взрослые должны играть ключевую роль в сенсорном развитии ребенка.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1. Анализ понятия «сенсорное развитие» в психолого-педагогических исследованиях

Многие исследователи считают ранний возраст ребенка самым благоприятным для развития в нем органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Огромную роль в сенсорном развитии играет формирование у детей представления о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенков по светлости и их насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

А. В. Запорожец является прародителем использования сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны являются инструментомдля осуществления опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».

Ф. Фребель выдвинул следующие принципы сенсорного развития :

- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.

- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.

- Движущие силы развития: внутренние и внешние.

- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.

Важность сенсорного воспитания отмечали такие отечественные педагоги, как Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е. И. Тихеева. Главное значение сенсорного воспитания — в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

Л. А. Венгер считал, что нужно развивать у ребенка сенсорное воспитание посредством человеческой культуры.

Чтобы ребенок познал свойства и качества предметов, явлений, необходимо включать его в процесс различных видов содержательной деятельности. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедев, Н. Н. Поддьяков, Н. Г. Сакулина).

1.2 Особенности формирования у детей раннего возраста сенсорных представлений

Система сенсорного развития существенно дополняется посредством развития речевого и музыкального слуха, а также пространственной ориентировки. Музыкальный и речевой слух отличаются. Музыкальный слух определяет в себе умение различать звуки о высоте, тембру, мелодии. Речевой слух представлен наличием способности к восприятию звуков речи, обобщению их в понятные по смыслу слова.

При сенсорном воспитании необходимо учитывать возраст ребенка, от этого зависят задачи, которые будут поставлены. Главную роль в сенсорном развитии играет знакомство детей с методами использования сенсорных эталонов.

Чтобы сформировать у детей представление о системах сенсорных эталонов, которые характеризуются определенной спецификой, необходимо предлагать дошкольникам выполнять задания, ориентированные на сопоставление и подбор эталонов, а также на закрепление их в памяти.

Исследователи Истомина З. М., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Л. А. и др., показали, что дети раннего возраста, когда называют цвет, зачастую называют этот цвет неправильно. Двухлетний ребенок может самостоятельно произнести слово зеленый, а указать на желтый цвет или на любой другой. Это показывает, что крепкой связи между названием цвета и конкретным цветом еще нет у ребенка. Полное слияние слов – названий цвета с конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.

Особенность восприятия у младшего дошкольника имеет предметный характер. Когда он видит предмет, то может выделить только самые яркие его свойства, а иногда и вовсе одно, по ним он отличает данный предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Ребенок раннего возраста начинает воспринимать признаки объектов, когда выполняет предметную деятельность. Ребенок начинает исследовать и обследовать предметы в форме игры.

1.3. Значение дидактических игр в формировании сенсорных представлений у детей раннего возраста

Дидактическая игра играет большую роль в формировании у ребенка сенсорных навыков, особенностью которой является то, что это обучающие игры, они развивают у ребенка интеллектуальную деятельность, которая является основой обучения. Дидактические игры являются важнейшим инструментом обучения. Играя, ребенок проявляет активность, ему интересно выполнять действия, соревноваться и выигрывать. Особенностью дидактических игр, которая отличает ее, является возможность формировать у детей знания посредством игры.

Правила и проведение дидактических игр зависит от возраста дошкольников. Детям необходимо наглядно показывать игровые действия. Чтобы добиться высокого интереса ребенка к игре, необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции. Постепенно детей нужно собирать в небольшие группы, чтобы дети учились не мешать друг другу, а помогать. Воспитатель должен включаться в игру с детьми, чтобы привлечь и заинтересовать детей, необходимо подбирать материал, который ребенку будет интересно исследовать. Чтобы закреплять знания, нужно повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. Перед игрой, воспитатель должен подготовить к ней детей, ознакомив с предметами, которые будут использоваться. Воспитатель, по окончании игры должен отмечать исключительно положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

Выводы по главе 1

Дидактическая игра является одним из самых главных компонентов при формировании умственной активности ребенка, вызывая большой интерес к процессу познания.

Дидактические игры развивают мелкую моторику и способствует формированию творческого потенциала ребенка.

Дидактические игры существуют разных видов и классифицируются по различным направлениям, что помогает педагогу подобрать игры, которые будут интересными и эффективными для детей, не допускать повторов. Обучающие игры организуются воспитателем в соответствии с программными требованиями.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1. Цель и задачи, методы исследования

Экспериментальная работа проводилось на базе МАДОУ 52 «Ладушки» в г. Нижний Новгород, работающего по программе“от Рождения до школы”, под редакцией руководителей авторского коллектива: Н. Е. Веракса — доктор психологических наук, профессор, почетный профессор Гётеборгского университета; Т. С. Комарова — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования; Э. М. Дорофеева.

В эксперименте принимали участие 20 детей раннего возраста : 10 детей – экспериментальная группа и 10 детей – контрольная группа.

Экспериментальное изучение проблемы осуществлялось в процессе педагогического эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа: изучить первоначальный уровеньсенсорного развития удетейраннего возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

определить критерии и показатели для оценки уровня сенсорного развития удетейраннего возраста;

дать характеристики уровням сенсорного развития;

подобрать диагностические методики и методы для оценки уровнясенсорного развития удетейраннего возраста;

провести диагностику и проанализировать полученные результаты.

В констатирующем эксперименте проводилась педагогическая диагностикасформированостисенсорных представлений у детей раннего возраста, представленная в таблице 2.

Таблица 2. Диагностические методики для диагностики сформированостисенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста (автор Стребелева. Е. А. ,Смирнова. О. Е.)

Сенсорные эталоны Методика

Цвет Диагностическая игра “Цветные кубики”

Величина Диагностическая игра “Спрячьшарик”

Форма Диагностическая игра “Домик для фигур”.

Ориентирование в пространстве Диагностическая игра “Добавь слово”

Цель второго (формирующего) этапа – разработка и внедрение программы дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Формирующий этап осуществлялся только с детьми экспериментальной группы (10 человек).

Цель третьего (контрольного) этапа: проверить эффективность предлагаемой программыдидактических игри упражнений, выявить динамику изменений в уровне сенсорного развития у детей контрольной и экспериментальной групп.

Задачи контрольного эксперимента:

- провести повторную диагностику уровня сенсорного развития у детей контрольной и экспериментальной групп;

- сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного экспериментов,

- определить степень эффективности проделанной работы.

В контрольном эксперименте была использована та же программа исследований, что и на этапе констатирующего эксперимента.

2.2. Выявление уровня сформированости сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста

В соответствии с программой экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента были проведены исследования с целью определения уровня сенсорного развития детей экспериментальной и контрольной групп.

В процессе решения задачи были определены уровни сенсорного развитияу детей раннего возраста.

Результаты диагностики по уровнюзнаний о сенсорных эталонах цвета у дошкольников раннего возраста (контрольной группы) показано, что на начальном этапе работы низкий уровень знаний о сенсорных эталонах цветазамечается у 20% детей контрольной группы, средний уровень – 60%, высокий уровень – 20%. Т. о преобладает средний уровень.

Результаты диагностики по уровнюзнаний о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста (экспериментальной группы)

показано, что на начальном этапе работы низкий уровень знаний о сенсорных эталонах цветазамечается у 30%, средний уровень – 60%, высокий уровень – 10%. Т. о преобладает средний уровень.

По результатам диагностической игры “Цветные кубики” можно сделать выводы, что дети с низким уровнем не выполняют задания или называют цвета лишь 2-3 кубиков, знакомых ему цветов, на остальные вопросы они ответить не смогли.

Можно сделать вывод, что у детей контрольной группы 20% детей высокого уровня развития восприятия цвета, а в экспериментальной 10% детей. В контрольной группе средний уровень развития имеют 60% детей, а в экспериментальной тоже 60%. В контрольной группе низкий уровень развития имеют 20% детей, а в экспериментальной тоже 30%. Т. о, в контрольной группе, дети лучше знают эталоны цвета на начальном этапе.

Результаты диагностики по уровнюзнаний о сенсорных эталонах величины у дошкольников раннего возраста (контрольная группа) показано, что на начальном этапе работы низкий уровень знаний о сенсорных эталонах величинызамечается у 50% детей контрольной группы, средний уровень – 40%, высокий уровень – 10%. Т. о преобладает низкий уровень.

Результаты диагностики по уровнюзнаний о сенсорных эталонах величины у дошкольников раннего возраста (экспериментальная группа) показано, что на начальном этапе работы низкий уровень знаний о сенсорных эталонах величинызамечается у 50%, средний уровень – 50%, высокийуровня не наблюдается. Т. о преобладает низкий и средний уровень.

Можно сделать вывод, что у детей контрольной группы 10% детей высокого уровня развития восприятия величины, а в экспериментальной группе высокого уровня вовсе нет. В контрольной группе средний уровень развития имеют 40% детей, а в экспериментальной 50%. В контрольной группе низкий уровень развития имеют 50% детей, а в экспериментальной тоже 50%. Таким образом, в контрольной группе, дети немного лучше знают эталоны величины на начальном этапе.

Результаты диагностики по уровнюзнаний о сенсорных эталонах формы у дошкольников раннего возраста (контрольная группа) показано, что на начальном этапе работы низкий уровень знаний о сенсорных эталонах формызамечается у 60% детей контрольной группы, средний уровень – 40%, высокого уровня нет совсем. Т. о низкий уровень развития преобладает.

Результаты диагностики по уровнюзнаний о сенсорных эталонах формы у детей раннего возраста (экспериментальная группа) показано, что на начальном этапе работы низкий уровень знаний о сенсорных эталонах формызамечается у 70% детей экспериментальной группы, средний уровень – 30%, высокого уровня нет совсем. Т. о низкий уровень развития преобладает.

Можно сделать вывод, что у детей контрольной и экспериментальной группы высокого уровня развития восприятия формы вовсе нет. В контрольной группе средний уровень развития имеют 40% детей, а в экспериментальной 30%. В контрольной группе низкий уровень развития имеют 60% детей, а в экспериментальной 70%. Таким образом, в контрольной группе, дети лучше знают эталоны формы на начальном этапе.

Таким образом, сравнивая результаты сформированности у детей контрольной и экспериментальной групп сенсорных представлений, следует, что в обеих группах преобладает средний и низкий уровень. Особых различий не обнаружено.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости специальной работы по формированию у детей раннего возраста сенсорных представлений.

2.2. Программа формирующего эксперимента по развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста

Исходя из показателей, которые приведены в главе 2.2, было принято решение разработать программу “Всезнайка” для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста.

Целью программы будет являться повышение уровня сформированности сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста с учетом сенсорных эталонов.

Принцип реализации программы

Основные принципы программы “Всезнайка” :

1. Систематизация работы по формированию у детей сенсорных представлений, о свойствах предметов.

2. Сочетание теоретических знаний и практического обучения, которое подходит для детей раннего возраста.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы повысить эффективность уровня сенсорного развития.

4. Принцип календарно-тематического планирования.

5. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие представления, знания, умения инавыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Задачами программы “Всезнайка” являются развитие в полноценном объеме, для данного возраста, представлений и понятий у детей о внешних свойствах предмета, опираясь на сенсорные эталоны (цвет, величина, форма, чтобы дети раннего возраста могли различать понятия «один - много», «большой - маленький», различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпичик, могли иметь практический опыт освоения окружающего пространства, различать четыре основных цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный).

Очень важно, чтобы родители повышали интерес ребенка к внешним свойствам предметов. Привлечение семьи к сенсорному воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого родителя и следование рекомендациям педагогов – обязательное требование и условие успешности этой работы.

Результаты, которые ожидаются от реализации программы:

• дети различают и называют цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый;

• различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат);

• используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурчик зелёный как травка);

• начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;

• повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по данной направленности;

• активное вовлечение родителей в сенсорное воспитание детей.

Таким образом, разработанная программа нацелена на сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста. Она включает принципы, цели, задачи, перспективное календарно-тематическоепланирование, содержание работы с детьми, взаимодействие их родителями,воспитателями детского сада, ожидаемые результаты от реализациипрограммы.

2.3. Результаты экспериментальной работы (контрольный эксперимент)

Проверка эффективности экспериментальной работы по использованию дидактических игр в процессе формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста проходила на основе сравнительного анализа результатов участников экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента и после его завершения.

В целях определения динамики сформированности сенсорных представлений проведен контрольный срез на основе того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе.

Данные, которые представлены на (“Рис. 11-12”) демонстрируют колоссальную разницу результатов начального этапа работы с детьми с итоговым, в экспериментальной группе с низким уровнем детей не выявлено, а в контрольной группе с низким уровнем развития замечается 20% детей (2 ребенка).

В экспериментальной группе со средним уровнем количество детей понизилось на 20%, стало 40% (4 чел., а в контрольной группе со средним уровнем развития 50% детей (5 чел.). В экспериментальной группе с высоким уровнем количество детей возросло на 50%, стало 60% детей (6 чел., а в контрольной группе высокий уровень развития замечается у 30% детей (3 чел).

Данные, которые представлены на (“Рис. 13-14”) демонстрируют колоссальную разницу результатов начального этапа работы с детьми с итоговым, в экспериментальной группе с низким уровнемдетей не выявлено, а в контрольной группе с низким уровнем развития замечается 40% детей (4 чел.). В экспериментальной группе со средним уровнем количество детей не изменилось 50%, а в контрольной группе со средним уровнем развития столо 50% детей (5 чел.). В экспериментальной группе с высоким уровнем количество детей возросло на 50%, стало 50% детей (5 чел., а в контрольной группе высокий уровень развития замечается у 10% детей (1 чел.).

Данные, которые представлены на (“Рис. 15-16”) демонстрируют колоссальную разницу результатов начального этапа работы с детьми с итоговым, в экспериментальной группе с низким уровнемдетей не выявлено, а в контрольной группе с низким уровнем развития замечается у 40% детей (4 чел.). В экспериментальной группе со средним уровнем количество детей возросло на 10%, стало 40%, а в контрольной группе со средним уровнем развития стало 50% детей (5 чел.). В экспериментальной группе с высоким уровнем количество детей возросло на 60%, стало 60% детей (6 чел., а в контрольной группе высокий уровень развития замечается у 10% детей (1 чел.).

Таким образом, результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об изменениях в сформированности сенсорных представлений у детей и экспериментальной, и контрольной группы исследования. Однако показатели у детей экспериментальной группы имеют более выраженный характер.

Полученные данные позволяют оценить разработанный комплекс дидактическихигр по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста и его целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс как результативный и эффективный.

Делая вывод, внедрение в образовательную деятельность младшей возрастной группы программы сенсорного воспитания “Всезнайка” дала положительные результаты.

Заключение

Полученные данные позволяют оценить разработанный комплекс дидактических игр по формированию у детей раннего возраста сенсорных представлений и его целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс как результативный и эффективный.

Делая вывод, внедрение в образовательную деятельность младшей возрастной группы программы сенсорного воспитания “Всезнайка” дала положительные результаты и является эффективной. Эта программа может быть рекомендована специалистам дошкольной системы образования, занимающимся проблемами сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорных представлении у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 25 октября 2022 в 15:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сенсорных представлении у детей раннего возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Коростелева (УИ 431773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД