Приложение МААМ

Формирование словаря дошкольников

Людмила Клименко
Формирование словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные, прежде всего, на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков. На первоначальных этапах подбираются задания, выполнение которых подкрепляется действием. Предметный словарь имеет выраженный конкретный характер (покажи, принеси, выбери и т. д.); а действия легко поддаются демонстрации (подпрыгни, согни руку, присядь и т. д.). В процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, типа: «Что помогает птице летать? А у кошки есть крылья?» Необходимо закреплять обобщающее значение слов - «Покажи всех, у кого есть крылья».

Публикация «Формирование словаря дошкольников» размещена в разделах

Для активизации словарного запаса детям предлагается:

а) самостоятельно назвать предмет, действие, признак;

б) закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;

в) подбор существительных, глаголов, прилагательных к словам.

Занимаясь с ребенком, возможны разные приемы подсказки нужного слова : интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца.

Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом, чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно-следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание

значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова.

На первоначальных этапах образования уменьшительно-ласкательных слов дается сопоставление двух предметов - большого и маленького, подчеркивается, как по-разному они называются. Интонационно выделяется суффикс (кот - котик, куб - кубик, рот - ротик и т. д.). Далее детям предлагается поднять только ту картинку, которую называет взрослый: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машина, машинка.

Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за взрослым предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения, типа: У Лены кукла, а у Леночки куколка. Маша надевает кофту, а Машенька — кофточку.

При этом можно использовать:

а) демонстрацию действий;

б) картинок;

в) опорные слова;

г) вопросы.

Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями, важно правильно подобрать наглядный материал. Так, сначала даются упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом «ик-ок» (хвостик, бантик, грибок, дубок, затем существительных женского рода с суффиксом «к» (куколка, машинка).

Путем специальных дидактических упражнений детей учат различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками.

Эти различия передаются разными приставками. Например, пришел, ушел, вышел, подошел. Сначала детям демонстрируется 2 противоположных действия (пришел — ушел, предлагается их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее интонационно выделяется 1-ая часть слова, приставка (при-шел, у-шел, подчеркивая, как по-разному эта часть слова меняет действия. Следующий этап, включает в себя обучение умению определять обобщающее значение слова : раздаются картинки, а дети показывают, про кого можно сказать: пришел — ушел. Предложив детям самостоятельно выполнить аналогичные действия, необходимо затем составить предложения с этими глаголами.

Миша пришел домой,

Лена ушла из дома,

Оля пришла в детский сад,

Даша ушла из детского сада и т. д.

Аналогично рассматриваются другие действия (налил — вылил, прибежал — убежал, открыл — закрыл, при этом обязательно внимание детей привлекается к приставкам, которые придают разные значения действиям.

Большое внимание уделяется обучению детей образованию новых существительных с помощью суффиксов, например: «ница» (в значении вместилища — сахарница, «ник» (чайник, слов, обозначающих лиц по их действиям и способу деятельности ( суффиксы: ница, ка, унья, ист — артистка, шалунья, покупательница, воспитательница, машинист, журналист).

Обучение и закрепление навыков словообразования проводится в виде различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи. Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать эмоциональный положительный настрой детей, интерес к занятиям.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-классДидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-класс В развитии словаря у детей дошкольного возраста определяют две стороны: развитие количественного роста слов - это то, количество слов,.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование словаря дошкольников
Опубликовано: 15 августа 2022 в 22:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Клименко (УИ 2753291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД