МААМ-картинки

Формирование связной речи детей с ЗПР с помощью мнемотехники

Ольга Арсентьева
Формирование связной речи детей с ЗПР с помощью мнемотехники

Наиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Публикация «Формирование связной речи детей с ЗПР с помощью мнемотехники» размещена в разделах

У детей с задержкой психического развития отмечается нарушение связной речи. У них недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития отмечал в. И. Лубовский (1978). Исследования Н. Ю. Боряковой (1983) показали, что неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, трудностях создания контекста, в соскальзываниях на другие темы. При этом у детей с ЗПР не возникает четкого замысла высказывания.

Известны факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Данные факторы реализуются в технологии мнемотехники.

В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

Особенно эффективно использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ЗПР, так как:

- для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

- применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать : последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Перед началом работы с использованием мнемотехники целесообразно провести ряд дидактических игр, целью которых - упражнение детей в умении соотносить условные наглядные обозначения с реальными компонентами объектов.

Работу по мнемотехнике начинаем с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Начинаем работу с цветных мнемотаблиц, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный, а затем переходим на чёрно-белые мнемотаблицы.

Приемы мнемотехники я использую не только при составлении рассказов и пересказов, но и при:

• при отгадывании и загадывании загадок

• при заучивании стихов

• развитии фонетико-фонематических представлений

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Литература:

https://logoportal.ru/metod-mnemotehniki/.html

Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2001.

Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М. :Просвещение, 1994.

Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология – 1994 - № 4 – с. 34 – 46

Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых научных представлений у дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2006 (июль – август).

Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М. : Просвещение, 1982. – 202 с.

Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопедия. - 2005 г. - №1 – с. 17 - 26

Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10.

Ткаченко Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)

Публикации по теме:

Система логопедической работы по формированию коммуникативной компетентности у детей с нарушением речевого развития Речь - это одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку он входит в наш мир, получают широкие возможности общения с.

Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи детей с ЗПР с помощью мнемотехники
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 23:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД